О том, как молодая пара стала родителями пятерых детей
Дмитрий и Александра Хрущёвы познакомились на работе. Он — повар, она — хореограф, вместе работали в Серебрянске в школе-интернате для детей-сирот. Именно оттуда они и приняли в свою семью ребятишек. Это было в прошлом году, во время пандемии. Пара взяла к себе детей на короткое время — буквально на две недели. Но потом они поняли: нужно оформлять документы и оставлять ребят насовсем.
— Я по первой профессии тоже повар. Закончила училище, отправили на практику: тогда мы с Димой и познакомились, — вспоминает Александра. — Потом я получила второе образование: как и мечтала, стала педагогом по хореографии. Работала в спецшколе-интернате для детей с девиантным поведением и параллельно — в школе-интернате для детей-сирот, где работал Дима. Мы вместе уже 11 лет, из них шесть лет — в браке.
Александра с улыбкой признается, что они никогда не думали быть многодетными. До пандемии у них было две дочки – четырехлетняя Света и двухлетняя Маша.
Семья на две недели
В прошлом году в Казахстане из-за пандемии впервые объявили режим ЧП. В тот период сотрудникам серебрянской школы-интерната разрешили пригласить воспитанников к себе в семью – на две недели.
— Мы взяли троих: 14-летнюю Ангелину, 13-летнюю Сашу и ее пятилетнего брата Диму, — рассказывает Александра. — Для нас все дети были одинаковыми, мы никого особо не выбирали. Вначале даже не заметили совпадения имен: брата и сестру зовут точно так же, как нас с мужем: Дима и Саша. Такой вот забавный момент получился!
Никто не знал, как сложатся отношения между кровными дочерями Светой, Машей и ребятами из казенного учреждения. Все наблюдали.
— Дети как-то на удивление быстро нашли между собой общий язык. И это было потрясающе! — улыбается Александра. — Моя старшая дочь Света поначалу все время показывала Диме игрушки. Он смотрел с удивлением — видимо, игрушки были другими и их было больше, чем в школе-интернате. Младшая Маша, которой тогда было всего два года, игрушки, разумеется, у всех отбирала. Но старшие девочки отвлекали, играли с ней, и в целом у детей вместе сложился отличный коллектив.
Когда две гостевые недели прошли, Александра с мужем спросили детей – хотят ли они остаться у них еще? Ангелина сказала, что вернется в школу-интернат, ей там привычнее. А Дима и Саша захотели остаться.
Мама и дядя Дима
— Когда я вела занятия хореографии, то представлялась по имени-отчеству: Александра Юрьевна. Но, конечно, не все дети меня так называли, — делится Саша. — Часто ребятишки почти всех педагогов-женщин называют мамами. Это нормально, и я к этому тоже относилась спокойно. Поэтому, когда Саша с Димой стали говорить мне дома "мама", меня это не удивило, ведь так было и в школе-интернате. Забавно, что нашего папу они долго называли "дядя Дима". Видимо, по привычке — так они раньше обращались к поварам. Это сейчас уже — просто папа.
Когда начались летние каникулы, Хрущёвы снова взяли к себе погостить брата и сестру. Диме предстоял первый класс, и с ним все дружно занимались, готовились к школе.
Оказалось, что 13-летняя Саша прекрасно рисует. В школе-интернате она специально ходила на дополнительные занятия живописью.
В доме Хрущёвых дети узнали и увидели много нового. Огород, грядки, цветы, семейные праздники. Саша научилась чистить картошку и вкусно готовить. Ей нравится помогать по хозяйству. Впервые девочка отметила свой день рождения в семейном кругу – с тортом и подарками. Дима стал хорошо выговаривать букву "р".
За лето и дети, и взрослые привязались друг к другу.
— Перед началом учебного года Саша и Дима вернулись в школу-интернат. А наши дочки загрустили. Девочки спрашивали: почему они уезжают от нас, зачем? Почему не могут остаться? — вспоминает Александра. — Родственники тоже задавали вопрос: не хотим ли мы взять на воспитание детей, с которыми так сдружились?
Хрущёвы признаются: на тот момент у них еще были страхи и сомнения. А сможем ли, получится ли? Они решили пока просто брать детей к себе на выходные.
"Вы уверены?"
— Нас никто не уговаривал и отговаривал — ни родители, ни сотрудники школы-интерната. Нам лишь задавали резонный вопрос: "Вы уверены?" — вспоминает Александра. — Абсолютная уверенность появилась после прохождения зимой "Школы приемных родителей". Обучение длилось несколько месяцев, было время всё обдумать и взвесить. Эти образовательные курсы помогли нам принять окончательное решение: да, мы берем детей! И у нас всё получится!
Потом началась беготня с документами. Было решено оформить патронатное воспитание. Эта форма позволяет детям сохранить право на льготы, а патронатному воспитателю выплачиваются денежные средства на содержание ребенка.
Во время оформления документов Хрущёвы уже знали, что в их семье будет тройное пополнение. Александра была беременна, однако это обстоятельство никак не повлияло на решение взять к себе Диму и Сашу.
— 20 апреля мы забрали детей домой. А в мае в нашей семье родился Сережа, — продолжает Александра. — Так вот сложилось, что теперь у нас пятеро детей: трое кровных и двое приемных. Когда на улице нас видят с таким количеством ребятишек, прохожие с удивлением часто спрашивают: "Это что, все ваши?!" Мы уже привыкли к удивленным взглядам и коротко отвечаем: "Да!"
Где четверо — там и пятеро
Хрущёвы живут в частном доме. Он просторный, места хватает всем. У четверых ребятишек – своя большая детская комната. И только маленький Сережа, конечно, спит еще в спальне с родителями.
— Самое главное в большой семье — четкий режим дня. Муж работает с восьми утра и перед работой успевает завезти в школу троих старших, Машу — в садик, — поясняет многодетная мама. — Школа находится от нас недалеко, и дети могут самостоятельно возвращаться домой. У Димы график такой: два дня работает и два — отдыхает. Когда он дома, то и обратно из школы привозит детей на машине. После обеда дети сами садятся делать уроки в черновиках. Когда Сережа засыпает, я проверяю домашние задания. Еще одно важное правило большой семьи: чем больше вещей — тем меньше порядка! Поэтому мы стараемся не держать дома лишнюю обувь, одежду. Всё, чем не пользуемся, убираем подальше, чтобы сохранить свободное пространство.
Глава семейства, Дмитрий, когда возвращается вечером с работы, часто делится новостями про ребятишек из школы-интерната.
— Мы часто разговариваем с детьми начистоту, — говорит Александра. — Особенно много разговоров и объяснений было, когда родился Сережа. Всем детям нужно было дать почувствовать, что мы их по-прежнему любим. И, конечно, бывают трудности. Например, Диме не просто дается школа. Он пошел во второй класс, и с ним нужно много заниматься, выравнивать учебу.
Ни семья Александры, ни семья Дмитрия не были многодетными. До того, как супруги начали работать в школе-интернате, они почти не сталкивались с детьми-сиротами или с теми, кто остался без попечения родителей.
— Хотя нет, в моем детстве была одна интересная история, — вспомнила Александра. — Я занималась в спортивной школе, и на занятия туда ходили две девочки из детского дома. Я дружила с ними, общалась, приглашала домой в гости. Мама с удовольствием поила всех чаем. Потом я просила: "Мама, а можно девочки останутся у нас, поживут с нами?" В ответ, конечно, я услышала, что это невозможно. И у нас действительно не было права оставлять девочек себе. Кто бы мог подумать, что, став взрослой, я с мужем возьму в семью приемных детей на совершенно законных основаниях. И буду с радостью говорить о том, что где двое — там четверо, а где четверо — там и пятеро. И это все НАШИ любимые дети.
Ирина Краскова