Почему Казахстану понадобилась политическая трансформация? РЕСПУБЛИКА НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

1 июня 2022, 9:46
Сейчас читают:

Президент РК признал, что в первые дни январских беспорядков инициативой владели боевики. Особенно остро это проявилось в Алматы, где бандитам удалось взять штурмом не только аэропорт. Были захвачены и сожжены акимат Алматы и городская прокуратура, городской департамент КНБ, офис партии «Нур Отан». Были зверски обезглавлены двое силовиков, оборонявшие акимат. Потом боевики попытались захватить здание, из которого вещали телеканалы "Мир 24", "Хабар", "КТК", Первый канал «Евразия». Бандиты намеревались выйти в эфир с заявлением, но сотрудники объяснили им, что для этого необходим контроль над телевышкой на Кок-Тобе. Штурм башни и выход в эфир им не удался. Одновременно отряды бандитов штурмовали погранучилище, училище МВД и несколько районных отделов полиции. Они намеревались завладеть хранящимся там оружием.

Пока бандиты рвали на части южную столицу и другие крупные города, полиция и Нацгвардия отступали и несли потери. По имевшимся до января алгоритмам действий, они не имели права применять оружие в отношении «мирных демонстрантов».

— Была неразбериха, я должен откровенно признать, — рассказал Касым-Жомарт Токаев в эксклюзивном интервью телеканалу «Хабар 24». — Руководители правоохранительных органов опасались брать на себя ответственность. Я им сказал: «Слушайте, если бы маршалы Рокоссовский или Жуков каждый день спрашивали разрешения у Сталина на те или иные действия, они бы войну выиграли?» Это была настоящая война. Нужно было брать на себя ответственность.

Президент был вынужден принять крайне жёсткое решение: разрешил силовикам открывать огонь на поражение по вооружённым бандитам. Об этом он объявил народу Казахстана в видеообращении 7 января.

Ещё одним непопулярным, но необходимым решением стало отключение по всей стране интернета. Это лишило боевиков возможности координировать свои действия и нагонять панику среди мирного населения. Но и граждане страны оказались в информационном вакууме. Возможность получать информацию была только у тех, кто смотрел официальные телеканалы. Позднее президент признал, что информационную войну Казахстан проиграл. Зато отстоял свою независимость.

Когда стало очевидно, что республика подвергается террористической атаке извне, Касым-Жомарт Токаев принял решение обратиться за помощью к Организации Договора о коллективной безопасности, членом которой Казахстан является с 1992 года. Об этом он заявил вечером 5 января. Это решение сразу вызвало гнев наших заокеанских «партнёров».

— У нас есть реальные вопросы о том, почему они оказались вынуждены обратиться в эту организацию, в которой главенствует Россия, — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен. — Мы просим разъяснений по этому поводу. Но что сейчас наиболее важно — это то, чтобы всё решалось мирным путём. Если это национальная политика, то я осуждаю эту политику.

Несмотря на негодование в США и Европе, миротворческие силы ОДКБ, в которые входили части из России, Белоруссии, Армении, Киргизии и Таджикистана, начали прибывать в Казахстан 7 января. Всего прибыли 2030 человек и 250 единиц техники. Они взяли под контроль алматинский аэропорт и другие важные инфраструктурные объекты. Союзники не сделали в нашей стране ни единого выстрела. Но с их прибытием казахстанские силовики получили возможность сосредоточиться на ликвидации террористической угрозы. Ситуация в стране была полностью взята под контроль 11 января. К 19 января миротворческий контингент ОДКБ был полностью выведен.

После этого Казахстан приступил к подсчёту потерь. Всего по республике насчитали 4578 потерпевших. Из 4353 раненых 3393 человека оказались сотрудниками силовых ведомств. Погибли 19 силовиков. Во время чрезвычайного положения в морги доставлены 225 погибших. 41 тело было похищено в результате нападения на морг Алматы. Ущерб бизнесу от погромов превысил 95 миллиардов тенге.

Сегодня очевидно, что Казахстан сумел справиться с беспрецедентным вызовом нашей государственности. Когда началось расследование январских событий, полной неожиданностью стала информация об аресте по подозрению в государственной измене председателя КНБ Карима Масимова. Ещё одним результатом неудавшегося мятежа стал конец фактического двоевластия, существовавшего в стране с момента ухода с поста первого президента страны Нурсултана Назарбаева...

Конец двоевластия

Ирина Плотникова

Полный цикл материалов "Почему Казахстану понадобилась политическая трансформация?"

Также читайте