Реабилитолог Толкын Секеева: с постковидом сталкиваются почти все переболевшие КВИ

20 ноября 2021, 10:30
Сейчас читают:
Реабилитолог Толкын Секеева: с постковидом сталкиваются почти все переболевшие КВИ Реабилитолог Толкын Секеева: с постковидом сталкиваются почти все переболевшие КВИ
Реабилитолог Толкын Секеева: с постковидом сталкиваются почти все переболевшие КВИ
Заниматься постковидом в ВКОРЦ начали в декабре 2020 года. С тех пор таким больным оказывают здесь услуги по реализации второго и третьего этапа реабилитации
Фото Виктор Абакумов

После выздоровления от коронавируса борьба пациентов с болезнью зачастую не заканчивается. Она переходит в новую, порой даже более затяжную стадию — постковидный синдром. Что это за синдром такой, как он себя проявляет и как его пытаются "приручить", рассказали врачи из ВКО, причастные к лечению пациентов с постковидом.

Встать и пойти

Нурлан Бокеев — один из тех, кто столкнулся с тяжелой формой постковидного синдрома. После основного лечения от коронавируса молодой еще мужчина лишился способности двигаться и самостоятельно дышать — болезнь забрала у него все силы. В таком состоянии Нурлан и попал в Восточно-Казахстанский областной реабилитационный центр (ВКОРЦ).

— Он поступил к нам в плохом состоянии, без кислорода не мог находиться и пяти минут. У него атрофировались мышцы, потому что он долгое время лежал в реанимации, — вспоминает историю своего пациента главный внештатный реабилитолог области Толкын Секеева. — Мы в первую очередь скорректировали медикаментозное лечение и начали снижать кислород. Потом начали добавлять массаж, ЛФК и другие процедуры. К концу лечения он стал сам спускаться в зал и заниматься лечебной физкультурой, дыхательной гимнастикой.

Через полтора месяца пациент ушел из центра на своих ногах. Скоро ему предстоит пройти еще один этап реабилитации, который позволит закрепить положительный результат и устранить остаточные проблемы.

— С постковидом сталкиваются почти все переболевшие КВИ. А 15 процентов переболевших — с тяжелой формой синдрома, — объясняет Толкын Секеева.

По словам реабилитолога, этот синдром очень многогранен. У одних пациентов он проявляется через нарушение обоняния, депрессивное состояние, потливость, бессоницу или боли в области грудной клетки. У других бъет по самым слабым местам, способствуя прогрессированию хронических заболеваний.

— При ковиде часто случаются инсульты и инфаркты. Есть такие пациенты, которых мы экстренно лечим с инсультом, а потом сразу переводим на постковидную реабилитацию, — добавляет Толкын Маратовна. — Но основное, с чем мы сталкиваемся — это обострение хронических болезней, поражение легких и одышка.

Сейчас в Усть-Каменогорске на базе ВК областного реабилитационного центра развернуто семь коек для пациентов с посткоронавирусным синдромом. Еще три койки — в Семее. При этом есть потребность наращивать мощность.

— Койки заполнены, и на них есть очередность. Но чем раньше мы начнем заниматься с таким пациентом, тем лучше, — объясняет врач. — С января следующего года планируется открыть еще 40 реабилитационных коек в области.

Учатся в процессе

Толкын Секеева рассказывает: заниматься постковидом в ВКОРЦ начали в декабре 2020 года. С тех пор таким больным оказывают здесь услуги по реализации второго и третьего этапа реабилитации.

— Согласно протоколу, на второй этап реабилитации могут претендовать пациенты с КТ 3, то есть те, у кого поражение легких было более 50 процентов. Те, кто находился на реанимационных койках, в палатах ПИТ и ОАРИТ, — говорит собеседница. — Но мы стараемся брать всех. Даже если легкая форма была, берем на амбулаторную реабилитацию.

Стационарное лечение пациент может пройти в течение девяти месяцев после того, как он перенес КВИ. Амбулаторная реабилитация доступна два года. Актуальны ли такие сроки в случае с постковидом? На этот вопрос Толкын Маратовна отвечает утвердительно.

— Максимальный срок, в течение которого человек может страдать от постковида, еще не выявлен. Это новое заболевание, — объясняет врач. — Все зависит от иммунитета пациента. У молодежи, бывает, уже через полгода нет никаких симптомов, а у пожилых людей они могут сохраняться и до года. Также есть пациенты, у которых было 40 – 50 процентов поражения легких, но они чувствуют себя хорошо, жалоб нет. А есть такие, кто переболел дома и без кислорода, но у них много осложнений.

К слову, в Казахстане протоколы для работы с постковидными пациентами уже созданы, апробированы и утверждены. Но врачи не перестают обучаться и внедрять новые знания, отвечая на вызовы мутирующего вируса.

— Сейчас ведем работы по внедрению стратегий, которые взяли на заметку во время обучения в Казани, — делится Толкын Маратовна. — Также у нас есть общий республиканский чат реабилитологов, где мы делимся опытом.

Выдохнуть, вдохнуть, успокоиться

— Это кабинет психологической разгрузки, здесь я работаю, — поясняет штатный социальный работник и психолог ВКОРЦ Алиби Рыспаев.

В кабинете стоят уютные диваны, установлено оборудование для звуко- и светостимуляции. Здесь пациенты расслабляются и общаются со специалистами психолого-логопедической службы. Постковидный синдром может поразить самые разные системы организма, в том числе нервную. И по психике этот синдром бьет очень часто.

— Постковид — это, я считаю, неизведанная пока область. Но в целом у пациентов наблюдается такой симптом, как панические атаки. Еще людям кажется, что они задыхаются и им будто не хватает кислорода. У некоторых появляется раздражительность и агрессия. А бывает и такое, что у пациентов развивается сентиментальность. Человек фильм посмотрит — и плачет, поговорит с кем-то — и опять плачет, — рассказывает специалист.

Алиби Тимурович отмечает, что нередко нарушения проявляются на психосоматическом уровне. Например, пациент с постковидом может ощущать постоянную нехватку воздуха несмотря на то, что его легкие функционируют в штатном режиме. При этом он испытывает острую потребность в том, чтобы распахнуть окно или выйти на открытое пространство. Ему даже может казаться, что люди в помещении забирают его кислород.

По его словам, помимо самого вируса серьезное давление на психику оказывает еще и сам факт нахождения в ковидном госпитале. Пациент, лежа на больничной койке, наблюдает, как страдают его соседи по палате. На его глазах угасают другие люди. Ну а зависимость от локального источника кислорода выбивает из колеи даже людей с устойчивой нервной системой.

— Когда человек не может сам дышать — это очень страшно. Конечно, возникают фобии, панические атаки и страхи, — добавляет Алиби Рыспаев.

Все пациенты с постковидом проходят через психологов первичного осмотра. И если человек нуждается в этом, его отправляют на терапию.

— Все у нас проходит обычно довольно непринужденно — разговорная терапия, психоэмоциональная терапия и аутотренинги, психокоррекционные работы, — перечисляет собеседник.

По словам специалиста, стабилизировать эмоциональное состояние пациентов с постковидом удается без помощи психиатров и медикаментозной терапии.

Путь лежит через ПМСП и набережную

Как пережить и победить постковид? Если у человека из-за этого коварного заболевания ухудшилось качество жизни, стоит задуматься о реабилитации в условиях медицинского учреждения. А попасть в руки профессионалов можно через участкового терапевта.

Терапевт выдает соответствующее направление или отправляет выписку пациента на почту Восточно-Казахстанского областного реабилитационного центра. А далее мультидисциплинарная комиссия ВКОРЦ определяет, какой этап реабилитации нужен в данном случае и в каком формате будет оказана услуга — в условиях стационара или амбулаторно.

— После того как человек перенес ковид, он должен 14 дней находиться на обсервации дома, а потом мы уже его берем, — уточняет Толкын Маратовна.

Раньше этих установленных двух недель на реабилитацию не принимают, так как помимо пациентов, которые перенесли коронавирус, в центре лежат и другие люди, чей иммунитет ослаблен. Некоторые восстанавливаются после перенесенных инсультов и инфарктов, некоторые — после сложных операций. Обсервация — вопрос безопасности уязвимых перед инфекциями больных.

Насколько эффективны реабилитационные мероприятия? У каждого пациента восстановление идет по-разному. Но совершенно очевидно, что оно идет.

— У меня была сильная одышка, я задыхалась, голова кружилась, я не могла ходить, — рассказывает Мария Малыгина, которая вот уже почти неделю совместо с врачами работает над устранением симптомов постковида. — Сейчас уже лучше.

Сегодня Мария уверенно ходит, самостоятельно выполняет упражнения из лечебного комплекса и выглядит радостной. Вместе с другими пациентами она посещает кабинеты физиолечения и массажа, зал-ЛФК, получает ингаляции и другие медицинские услуги, необходимые для успешного восстановления.

Ну а людям, которые столкнулись с легким вариантом постковида и не нуждаются в комплексной помощи врачей, специалисты советуют бороться с синдромом самостоятельно, при помощи простых и доступных методов.

— Выходите и около дома начинаете делать шаги. Дальше пойдете — у нас уйма парков. У нас две реки, около которых можно гулять и ходить. Это и есть для наших пациентов реабилитация, — говорит главный пульмонолог ВКО Загрипа Абдиева.

По ее словам, именно движение и свежий воздух способствуют восстановлению организма после ковида, как, впрочем, и после любых других заболеваний.

Штатный социальный работник и психолог ВКОРЦ Алиби Рыспаев акцентирует внимание на том, что после COVID-19 нельзя замыкаться в себе. И самое главное — помнить, что симптомы носят временный характер. Совсем скоро излишняя раздражительность, сентиментальность и апатия отступят, контролировать свое эмоциональное состояние станет легче.

— Человек должен существовать в нескольких социальных кругах. Во время ковида больного ограждают от социума, — говорит специалист. — Если вернуться в общество и вести социальный образ жизни, тревожность будет уменьшаться.

За помощью к психологу он рекомендует идти в случае, если неприятная симптоматика мешает вести привычный образ жизни.

— Нет такого метода лечения "само пройдет". Когда снижается качество жизни, лучше обратиться за помощью, — добавляет Алиби Тимурович.

Наша справка

С декабря 2020 года по октябрь 2021 года реабилитацию от постковидного синдрома в ВКОРЦ прошли:

  • по второму этапу – 53 человека;
  • на базе дневного стационара – 205 человек.

Второй этап постковидной реабилитации осуществляют только в Восточно-Казахстанском областном реабилитационном центре. Государственный заказ на третий этап есть и в других медицинских учреждениях. За более подробной информацией пациентам рекомендуется обращаться к терапевту в организации ПМСП по месту прикрепления.

Елизавета Седых

Также читайте