Впечатляющие нововведения внедряются в систему образования Казахстана
Исключить человеческий фактор в системе образования — такую амбициозную задачу ставит Министерство образования и науки. Удалённо записаться в любое образовательное учреждение — от детского сада до вуза. Прекратить беготню родителей за справками. Принимать учителей на работу без контакта с работодателями — фантастические проекты озвучил вице-министр МОН РК на республиканском онлайн-совещании 11 сентября, передает корреспондент YK-news.kz.
В детский сад — по интернету
Электронная очередь уже действует при зачислении в детские сады в 28 районах и пяти городах республики. Родители сами отслеживают высвобождение мест в дошкольных учреждениях и собственноручно выписывают себе направление. Возможность злоупотребления со стороны чиновников отдела образования или руководства детским садом полностью исключается.
— Работает система распределённых данных, — сообщил вице-министр МОН Асхат Аймагамбетов. — Даже если кто-то захочет какие-то изменения внести, незаметными они не останутся. По Астане и Алматы мы уже видим, что есть хорошие результаты.
Такой подход, в представлении авторов проекта, не позволит погреть руки на устройстве в садики тем, кто раньше имел доступ к распределению мест.
Кто не успел, тот опоздал?
Внедряется и автоматизация приёма детей в первый класс. Не секрет, что существуют школы, куда хотели бы отдать своих чад очень многие родители. Министерство задумалось над тем, не злоупотребляют ли директора, принимая одних детей и отказывая другим. Ранее предпочтение при приёме отдавалось детям, проживающим в микрорайоне школы. Теперь преимущество будет за теми, кто раньше встал в очередь. Это нововведение создаст проблемы для тех родителей, которые определяются с выбором школы в последний момент.
— Если ребёнок живёт от меня в 100 метрах, а его родители пришли с документами в начале сентября — он теперь в другом районе учиться будет? — недоумевает директор одной из школ Усть-Каменогорска.
Её коллега из Кокшетау внесла предложение закрывать электронную базу, когда все места в классах параллели будут заняты. В противном случае поток опоздавших родителей будет нескончаем. Похоже, теперь об устройстве своего ребёнка в школу придется задумываться не 30 августа, а значительно раньше.
Талант не обязателен
В кружки и секции детей также можно будет записывать удалённо. Убедившись, что в привлекательной секции есть вакантные места, родители смогут определить туда своего ребёнка без контакта с непосредственным услугодателем — спортивной секцией или школой искусств. Правда, обозначенная система тоже вызывает вопросы. Ведь для занятий в хореографической студии, скажем, требуется неплохая координация движений и чувство ритма. И сможет ли петь в хоре ребёнок, у которого нет музыкального слуха? Ранее при приёме в кружок или секцию специалисты оценивали данные и возможности кандидата в этом виде деятельности. Не случится ли так, что при новой системе места займут те, кто в дальнейшем покинет учреждение дополнительного образования из-за отсутствия таланта, а действительно одарённые ребятишки окажутся за бортом из-за того, что их родные были нерасторопны?
Приём в специализированные школы для одарённых детей тоже предполагается сделать максимально свободным от коррупционных рисков. В каждом регионе Казахстана, по словам вице-министра, есть порядка десяти школ, куда хочет поступить большое число желающих: "Дарын", "Нурагер" и другие. Туда очень большой спрос. Экзамены для них должна будет проводить независимая экспертная комиссия.
— В типовые правила о деятельности мы включаем пункт о том, что приём в эти школы должен быть приблизительно по модели НИШ, — рассказал Асхат Аймагамбетов. — Сейчас как: директор формирует комиссию, которая готовит тесты и задания, проводит экзамены и принимает решения. Могут быть коррупционные риски, и мы знаем о них. Мы хотим сделать так, чтобы сторонняя организация проводила экзамен, как в НИШ. Они же будут смотреть, насколько ребёнок соответствует, сколько баллов он набрал, и в тот же день станут публиковать в интернете список с полученными баллами и потом представлять его руководству школ для издания приказа о зачислении.
Выбирать не глядя
Автоматизировать предполагается весь путь ученика от детского сада до вуза. Не секрет, что многие средние школы не допускали до ЕНТ учеников, которые могли бы своими результатами ухудшить средний балл образовательного учреждения. Теперь ЕНТ исключено из рейтинга школ, а сдача этого экзамена является личным делом выпускника и его родителей. Подать заявку на тестирование также можно будет через интернет. И выбирать для себя вуз выпускники казахстанских школ тоже смогут удалённо, через портал "электронного правительства".
Возможности для коррупции, по мнению реформаторов из МОН, существуют и при аттестации педагогических работников, и при приёме их на работу.
— В пилотном режиме внедряется автоматизация приёма документов на аттестацию, — сообщил Асхат Аймагамбетов. — Также мы хотим, чтобы был автоматизирован приём на работу не только учителей, но даже хозперсонала.
Означает ли это, что отныне руководство школы не сможет решать, кто из кандидатов лучше сможет учить детей? Возможно ли оценить потенциального работника без непосредственного контакта с ним? Что будет основным критерием при приёме на работу: педагогический талант и опыт или скорость подачи документов? Данная инициатива была встречена директорами усть-каменогорских школ скептически.
Без бумажки
Предполагается сократить лишний документооборот. В связи с этим школы теперь не имеют права требовать с родителей адресную справку или справку с места работы. В типовых правилах приёма в школу этих документов нет. Вице-министр сообщил, что в ряде городов уже привлекают к административной ответственности директоров, которые требовали с родителей лишние справки. Соответствующая информация должна быть доступна учреждению образования благодаря интеграции различных баз данных. Особенно это важно для детей, обучающихся на дому по справке психолого-медико-педагогической консультации. Родители таких детей вынуждены предоставлять документы из ГЦВП или Минздрава. В дальнейшем эти сведения будут цифровизированы, размещены в единой базе и доступны всем, кто должен с ними работать.
Озвученные вице-министром проекты ошеломляют. Обезличенная система, действительно, способна сократить риск коррупции. Но достаточен ли для неё уровень цифровой грамотности населения? Не оставит ли она за бортом тех, у кого нет денег на компьютер или смартфон? И станет ли система образования лучше, если скорость будет цениться выше качества? Как в детской игре, где надо успеть занять свободный стул.
Но что будет с теми, кому не хватило стульев?
Ирина Плотникова