В ВКО на каждого жителя приходится по шесть тонн мусора

5 августа 2017, 4:02
Сейчас читают:
В ВКО на каждого жителя приходится по шесть тонн мусора В ВКО на каждого жителя приходится по шесть тонн мусора
В ВКО на каждого жителя приходится по шесть тонн мусора
Фото из архива редакции

В Восточно-Казахстанской области пора бить тревогу — если прямо сейчас не предпринять решительных действий, наш регион вскоре окажется погребен под горами мусора. Предпосылок к этому много: подавляющее большинство полигонов для отходов обустроено с нарушениями, за площадки с мусорными контейнерами зачастую никто не отвечает, область стремительно обрастает стихийными свалками, а перерабатывающие заводы существуют только в мечтах. В качестве решения проблемы в областном центре предлагают открыть новую городскую свалку в районе Самсоновки и поднять цены на вывоз мусора, сообщает корреспондент YK-news.kz.

Мусору негде упасть

Прокуратура ВКО тщательно проанализировала положение дел с утилизацией мусора и выявила ряд острых проблем. Сейчас на свалках области накоплено девять миллионов тонн твердых бытовых отходов (ТБО). То есть на каждого жителя области приходится в среднем шесть с половиной тонн. По данным надзорного органа, за год к этой массе прибавляется от 150 до 200 тысяч тонн ТБО.

По области де-факто насчитывается 282 полигона для размещения отходов, но только 25 из них имеют все необходимые документы: разрешения на эмиссию, заключения государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз. Остальные 257 свалок юридически не оформлены.

— В сельской местности отходы фактически сваливаются в кучу, технологии захоронения не соблюдаются, — поясняет старший помощник прокурора области Тимур Чакпантаев.

При этом даже легальные полигоны, как отмечают в прокуратуре ВКО, не соответствуют экологическим требованиям. Нет изоляционного покрытия, защищающего почву от соприкосновения с мусором, стоки никуда не отводятся и не перерабатываются. В результате вредные вещества, которые образуются при разложении мусора, впитываются в землю и могут попасть в грунтовые воды.

Часть полигонов ТБО находится в опасной близости с населенными пунктами.

— Санитарно-защитные зоны свалок застроены жилым массивом, подобно поселку Красина в областном центре, — приводит пример Тимур Чакпантаев. — Неприятные запахи и крысы делают такое соседство невыносимым.

Помощник прокурора отметил, что срок, в течение которого на городской свалке близ поселка Красина позволено принимать отходы, истекает в 2020 году. Лицензию на вывоз мусора на эту территорию по закону можно продлить еще на пять лет, однако рано или поздно полигон окажется переполненным. Коммунальщики видят решение в открытии новой площадки.

Руководитель отдела ЖКХ областного центра Аскар Жаксылыков сообщил, что готовится место для нового полигона.

— 30 гектаров для этих целей выделено в районе пригородного села Самсоновка, — конкретизировал господин Жаксылыков.

Жителей областного центра это предложение не устраивает. Жалко губить живописный уголок, куда устькаменогорцы выезжают отдыхать. Рядом с Самсоновкой есть дачи, владельцев которых возможное соседство отнюдь не приводит в восторг. Горожане опасаются, что если ветер со свалки подует в сторону города, то микрорайон КШТ и поселок Куленовка будут страдать от неприятного запаха. К тому же рядом находится речка Аблакетка. Не случится так, что речушка будет отравлена отходами, а вонючая жижа направится прямиком в Иртыш?

Главный коммунальщик города уверяет, что выбор участка совершен с соблюдением всех мер безопасности и учетом экологических факторов. С ним согласен заместитель акима ВКО Ержан Конырбаев, курирующий вопросы ЖКХ.

— Была учтена роза ветров, проведены предварительные расчеты, выставлены жесткие требования, чтобы исключить попадание вредных веществ в грунтовые воды, — пояснил господин Конырбаев.

Аскар Жаксылыков добавил, что сейчас проект обсуждается с акимом Усть-Каменогорска — градоначальник вникает, как наиболее безопасно обустроить полигон.

Бросай куда попало

Почти треть населения Усть-Каменогорска не пользуется услугами компаний по вывозу мусора. Это 96 тысяч горожан. В прокуратуре ВКО предположили, что эти граждане выбрасывают отходы на незаконные свалки. И это дорого обходится городу.

— Только в 2016 году на ликвидацию таких свалок из городского бюджета выделили шесть миллионов 600 тысяч тенге, — приводит расчеты Тимур Чакпантаев.

В ТОО "Оскемен Тазалык" отметили, что жители частного сектора Усть-Каменогорска массово отказываются от услуг предприятия по вывозу отходов. Жильцы аргументируют это тем, что якобы сами избавляются от мусора — сжигают. У многих жителей окраин своя правда: люди недовольны качеством обслуживания.

— Я живу на Защите, и зимой про нашу улицу коммунальщики просто забывают, — сетует горожанка Татьяна Павлова. — Выставишь мусор — и он неделями стынет на морозе. То собаки до него доберутся, то бомжи. И за это платить?

Секретарь областного маслихата Владимир Головатюк обозначил еще одну сторону проблемы.

— Свалки возникают вокруг дачных кооперативов, но ни у одного из них нет договора на вывоз мусора, — подчеркнул господин Головатюк. — Поэтому жильцы выкидывают отходы куда попало.

Аскар Жаксылыков, в свою очередь, отметил, что предприятиям, которые избавляют население от мусора, не хватает тех денег, которые они получают за свою работу, из-за роста цен на ГСМ. Поэтому сейчас разрабатывается новый тариф. Как изменение расценок повлияет на качество обслуживания, пока неизвестно.

Поймать за руку

В областной прокуратуре напоминают, что полиция должна следить за чистотой в городе, наказывая тех, кто бросает мусор в неположенном месте. Однако на деле полисменам не до грязнуль. По статистике, мелкое хулиганство (это и загрязнение мест общего пользования, и выбрасывание мусора в неположенном месте) составляет менее трех процентов административных дел. Тогда как 70 процентов — это нарушения ПДД.

— Все внимание акцентировано на нарушителях правил дорожного движения, а экологическая обстановка полицейских волнует меньше всего, — констатировал Тимур Чакпантаев.

Заметим, что привлечь мусорящих граждан к административной ответственности можно, только поймав их с поличным или в поле зрения камер центра оперативного управления.

Чей контейнер?

В Усть-Каменогорске находится 541 площадка с контейнерами для мусора. 371 из них фактически являются бесхозными, так как не числятся на балансе КСК или иных специализированных организаций.

— Зимой после обильного снегопада из-за проблем с расчисткой снега большинство дворов фактически превратились в свалки, — напомнил Тимур Чакпантаев. — Сугробы мешали мусоровозам подъехать к площадкам и забрать мусор.

Аскар Жаксылыков пояснил, что в ценообразование предприятий, которые вывозят отходы, не заложена расчистка проезда к контейнерам.

Усть-каменогорские общественники и экологи также озабочены проблемой с "застаиванием" мусора. Горожане жалуются в Общественный совет, что из-за переполненных контейнеров прямо во дворах растут горы отбросов, которые не сразу удается убрать. Дело в том, что различные ведомства перекладывают ответственность друг на друга.

— Мы сообщаем в отдел ЖКХ о стихийной свалке, спрашиваем, почему она не убрана. А нам отвечают: "Мы решаем, на чьей она территории, кто будет убирать — ЖКХ или КМС", — поведал ведущий специалист Центра экологической безопасности Дмитрий Корешков. — Пока мы с горем пополам убеждаем навести порядок, рядом возникает другая свалка.

Владимир Головатюк отметил, что мусорные площадки не могут быть бесхозными.

— Это либо частная, либо государственная территория, — пояснил Владимир Михайлович. — Если площадка бесхозная, то ее нужно обращать в коммунальную собственность и содержать за счет бюджета.

Разделяй и перерабатывай

В прокуратуре отметили, что в ВКО, впрочем, как и по всей республике, отсутствует культура сортировки мусора.

— Наше исследование показало — за последние годы ни один килограмм отходов не был отсортирован для переработки, — сообщил Тимур Чакпантаев. — Данная отрасль в ВКО находится в зачаточном состоянии.

Аскар Жаксылыков привел в пример компанию "Эковосток-лидер", которая в качестве эксперимента установила в Усть-Каменогорске на 11 площадках контейнеры для сбора жестяных банок, пластика, бумаги и картона. Однако для переработки утиль придется отправлять в другие регионы, так как в ВКО нет соответствующего предприятия. И это несмотря на то, что разговоры о создании такого завода ведутся с 2013 года.

Дело усугубляется тем, что уже через пару лет на свалки будет нельзя законно вывезти пластмассу, пластик, полиэтилен, макулатуру, картон, стекло. Руководитель департамента экологии Дмитрий Кавригин пояснил, что с 2019 года практически 90 процентов отходов запрещено принимать на полигонах — их следует разделять на этапе сбора мусора и перерабатывать. В ВКО это сделать невозможно. Получается замкнутый круг.

— Ежемесячно департамент экологии направляет в адрес акимов городов и районов соответствующие письма уведомительного характера, — отметил господин Кавригин. — Мы описываем те проблемы, которые нас ожидают, если будем сидеть сложа руки. Надо принимать меры прямо сейчас. Необходимо установить сортировочные линии для мусора, однако никто этим не занимается.

Представители ТОО "Оскемен Спецкоммунтранс" рассказали, что, возможно, введут сортировочные линии для твердого бытового мусора, но когда это случится, пока неизвестно. Аскар Жаксылыков поведал, что свои услуги по созданию мусоросортировочной линии предлагает алматинская компания. А вопрос по строительству перерабатывающего завода пока остается открытым.

— Этими проблемами надо заниматься уже сейчас, чтобы 1 января 2019 года не пожинать плоды, — заявил заместитель прокурора Виталий Шабер. — В районах необходимо создать рабочие группы, в которые войдут уполномоченные органы и представители общественности. Надо выявить все постоянные и стихийные захоронения. Первые надо привести в соответствие с законом, вторые — ликвидировать.

В тему

Вместе с бытовым мусором на специализированные полигоны попадают батарейки, лампы, емкости с красками, медикаменты. Все это, по идее, нельзя просто выкинуть на свалку. Особый пункт — энергосберегающие лампочки, которые сейчас можно встретить практически в каждой квартире или офисе. Выбрасывать их запрещено — в лампах содержится ртуть. Необходимо сдавать отработавшие свой срок светильники в специальные пункты приема. Однако в нашей области их нет, поэтому жители ВКО отправляют лампы в последний путь вместе с обычными отходами.

Аскар Жаксылыков предложил способ утилизации энергосберегающих лампочек:

— Можно переговорить с поставщиками ламп, чтобы человек сдавал использованные устройства в тот же магазин, в котором брал, за определенную скидку.

Тогда, по его мнению, люди будут заинтересованы не выкинуть лампу, а получить за нее льготу. Однако в ближайшее время реализации инициативы ждать не приходится.

Михаил Потапов

Также читайте