В ВКО частники продолжают ограничивать проход отдыхающих к пляжам
Вопрос свободного пропуска отдыхающих к водоемам области стабильно возникает с началом летнего времени. Измученные жарой горожане длинными вереницами переполненных авто тянутся из города к прохладе ближайших озер и Бухтарминского водохранилища, но их останавливают рогатки и шлагбаумы, которые владельцы земельных участков в изобилии расставили на страже своего спокойствия.
Чужие здесь не ходят... бесплатно
Горожанка Ольга с мужем и детьми решили после изнурительных дачных работ искупаться в Аблакетском водохранилище, расположенном между селами Самсоновка и Мамай батыр (бывшая Васильевка). Когда семья на автомобиле подъехала к левому, ближнему, берегу водоема, то с удивлением обнаружила — путь перегорожен шлагбаумом. Рядом нашлось и объявление, предупреждающее о том, что далее простирается зона, принадлежащая некоему крестьянскому хозяйству, а въезд на ее территорию возможен исключительно по путевкам. Незадачливые купальщики проехали на правый берег. Там рогаток не было, но предупреждение о частном земельном владении присутствовало. Увидели наши герои и несколько машин, близ которых вольготно расположились отдыхающие хозяева, тем не менее они нашли подходящее незанятое местечко с выходом к воде и наконец погрузились в прохладную водичку. Не успели вдоволь наплаваться, как в поле зрения появился человек, представившийся Кайратом. Он очень вежливо пояснил беспечным купальщикам, что эта часть берега предназначена только для ловли рыбы и купаться здесь запрещено. В ответ на законное недоумение — вот же, кругом отдыхающие, и никто не рыбачит — Кайрат растолковал непонятливым, что упомянутые граждане купили путевки.
— Он был очень вежлив и предложил нам заплатить ему 1000 тенге за право пользования водоемом крестьянского хозяйства, — вспоминает Ольга. — А чтобы все было законно, даже спрашивал адрес нашей дачи, чтобы потом привезти нам квитанцию об оплате.
Похожие истории произошли и с другими жителями Усть-Каменогорска.
Анатолий Александрович повез внуков для купания и катания на резиновой лодке на Каменское водохранилище, близ Таврии. Их остановили на подъезде к водоему, заявив, что территория частная и проезд возможен только за плату.
Виктор и Елена чуть не увязли в болоте, поскольку единственная сносная дорога к пятому Сибинскому озеру Караколь была перегорожена шлагбаумом.
— Береговая линия должна быть свободна на несколько метров, а тут заборы аж в воде стоят, — возмущается дачник из Голубого залива Николай Евгеньевич. — Куда детям ходить? В горы или на одно-единственное свободное место, где одни камушки. Так ведь и там чья-то земля. Хозяин пока ничего не построил, но если начнет, тоже забор поставит.
Власти в курсе мытарств отдыхающих, но и они пасуют перед частниками.
— Эту проблему ежегодно решаем, — уверяет руководитель областного управления туризма и внешних связей Марат Кабаков. — Безответственные бизнесмены, которые считают водоемы своей собственностью, в нарушение закона ставят изгороди. Только в 2017 году двадцать таких шлагбаумов на побережье Сибинских озер мы убрали. Были ликвидированы и заборы, владельцы которых заплатили административные штрафы. Но стоит нам отвернуться, как шлагбаумы вырастают как грибы после дождя. Штраф за это правонарушение минимальный — около 10 тысяч тенге. Они платят — и продолжают нарушать закон.
Законный беспредел
— Каждый гражданин имеет право подойти к любому водоему, если это не стратегический объект, как, например, берег вокруг ГЭС, — говорит Марат Кабаков. — Даже если нельзя проехать на машине, то человек вправе пройти к любому объекту.
Корреспонденты YK-news.kz решили провести эксперимент и совершили поездку в Голубой залив. Местность была выбрана не случайно, поскольку побережье близ баз отдыха уж точно не предназначено для других хозяйственных нужд, кроме рекреации и купания.
Первое, с чем мы столкнулись — контрольно-пропускной пункт на въезде в самую крупную базу отдыха в заливе. Нам пояснили, что в корпусах бывшего пансионата располагается детский лагерь и по технике безопасности посторонние машины туда проезжать не могут.
Мы оставили средство передвижения на обочине и попытались войти на территорию через калитку. Но наткнулись на очередную будочку с примечательным объявлением: "Вход платный!!! 500 — взрослый, 300 — детский. Детям до пяти лет бесплатно!" В будочке обнаружился кассир.
— Это частная территория и вход платный, — пояснила она. — Я ничего не решаю. Меня поставили здесь кассиром, я только плату собираю. За разъяснениями обращайтесь к администрации.
Тем не менее мы нашли лазейку и проникли на территорию базы через дыру в заборе соседнего пансионата. Более того, как нам подсказали, это единственное место, где можно пройти к воде "зайцем".
Внутри ограды нас тоже поджидали неожиданные препятствия.
— Тут платный пляж, он огорожен, за забором пляж для детей из лагеря, а бесплатных вообще не стало, — посетовал отдыхающий, подплывший к заповедному берегу на скутере. — Если зайти на официальный пляж, то подходит человек с требованием оплаты.
В сухом итоге получилось следующее. Проход на базу возможен за плату в 300 - 500 тенге, плюс придется раскошелиться за пользование пляжем. Здесь цена уже выше — от 1000 тенге. Кроме того, местные жители рассказали нам, что и проезд на территорию лагеря возможен, если заплатить на КПП. Не слишком ли высока стоимость простого купания? Причем деньги взимают не только с приезжих, но и с граждан, отдыхающих на соседних базах, и с местных жителей, которых ежедневные водные процедуры в жаркие дни ощутимо бьют по карману.
Мы попытались добиться встречи с владельцем земельного участка, на котором расположена зона отдыха. Но из всей администрации в наличии была только директор лагеря, которая не сочла свои компетенции достаточными, чтобы ответить на наши вопросы.
Куда пойти, куда податься?
Что же получается? Если все земельные участки на побережьях водоемов будут розданы в аренду или выкуплены в частную собственность, то простому гражданину, чей кошелек не отягощают изрядные денежные средства, только и останется, что отмокать в собственной ванной? А прелестями отдыха у водной глади смогут пользоваться лишь счастливцы, у которых нет проблем ни с собственностью, ни с деньгами?
Оказывается, есть шанс решить вопрос законодательно.
— Если в продажу пускают участки, расположенные у водоемов, то обязательным должно быть обременение их публичным сервитутом, — считает юрист Анет Ахметжанов. — То есть они должны продаваться уже с правом свободного прохода к водохозяйственному объекту. Тогда у частников не будет возможности ставить ограды или шлагбаумы. А также взимать плату за проход.
Беда в том, что в "беззаконных" девяностых, когда продавали землю в Голубом заливе, никто об этом даже не задумывался. А теперь жители ВКО страдают от последствий неразумных решений.
На многочисленные обращения владельцев баз и жителей Голубого залива власти все-таки отреагировали. В начале июля аким области Даниал Ахметов дал поручение государственным органам разобраться с ситуацией, сложившейся в популярной зоне отдыха.
— Аким распорядился провести проверку по вопросам землепользования в этой зоне, — рассказал исполняющий обязанности руководителя областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования Арман Есентаев. — Установить публичный сервитут на земельные участки базы отдыха "Голубой залив" и хозяйственной дороги. Принять меры по изъятию в государственную собственность территории водоохранной полосы и установить ограничение хозяйственной деятельности. Провести проверку и принять меры в отношении собственников земли по установке препятствий в доступе к побережью через территорию базы отдыха. Представить правовую оценку законности взимания платы за проход к побережью. В данный момент ведется работа по исполнению поручений.
Рано говорить, что отдыхающим Голубого залива повезло, поскольку проблема находится в стадии решения и чем закончится, пока неизвестно. Но ею хотя бы занимаются. А как же быть людям, желающим отдохнуть на берегах других водоемов области?
— Мы будем вносить предложение об ужесточении законодательства в области пользования водохозяйственными объектами, — пообещал Марат Кабаков.
Как говорится, обещанного три года ждут. Тем более что изменения в закон может вносить только Парламент, который рассмотрит это предложение еще очень нескоро.
В заключение хотелось бы уточнить, что по закону публичный сервитут устанавливается местными исполнительными органами. А значит, в их власти обеспечить восточноказахстанцам право на бесплатное купание в озере, реке или водохранилище своего региона.
Мира Круль
Фото автора