В Казахстане учителей избавили от лишних нагрузок
Казахстанские педагоги задыхаются от перегрузки, вызванной тем, что на них возлагают функции, не связанные с обучением. Министерство образования после ряда жалоб из школ наконец утвердило перечень обязанностей, которые отныне должны выполнять учителя. По сравнению с прежним безразмерным списком нынешние требования к преподавателям значительно ужались, передает корреспондент YK-news.kz.
Люди, далекие от школьных проблем, удивляются, когда слышат жалобы учителей на огромный объём работы. Разве это много — провести 18 уроков в неделю (такова учебная ставка педагога)? Профсоюз работников образования Усть-Каменогорска подсчитал, сколько видов нагрузки лежит на учителе помимо проведения уроков. Оказалось, что учитель-предметник выполняет 41 функцию. Если он к тому же классный руководитель, добавляется ещё 33 обязанности. А если он имеет несчастье аттестоваться в текущем учебном году, то сверх того должен реализовать еще 11 нагрузок. И всё это не разовые мероприятия, а обязанности, выполняемые систематически.
К дополнительным работам учителя привлекают ещё 15 раз. Он осуществляет поквартирные обходы своего микрорайона, сверяя списки детей, подлежащих обучению. Силами школы проводятся совместные мероприятия с КМС, праздники, поздравления ветеранов. Учителя и дети регулярно создают массовку на спартакиадах, шествиях, торжественных собраниях.
Примерный список обязанностей, возложенных на педагога, был передан в Министерство образования и науки РК. Кроме того, его выслали депутату Мажилиса Ирине Смирновой — члену Комитета по финансам и бюджету. Данные шокировали депутата:
— А ведь и правда, это все мы делаем. Какой ужас! Будем пытаться что-то изменить.
Стараниями Ирины Владимировны сведения о бедственном положении учителей дошли до аппарата президента РК. И последовала реакция. 26 января 2018 года вышел приказ министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева № 32 "Об определении перечня документов, рекомендуемых для ведения отдельными категориями педагогических работников организаций среднего образования". В этом приказе содержится требование "о недопущении привлечения учителей к несвойственным видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей" со ссылкой на статью 51 Закона об образовании Республики Казахстан.
Согласно этому приказу, учитель-предметник отныне должен вести:
- классный журнал;
- календарно-тематическое планирование;
- поурочное планирование или краткосрочный план;
- документы по критериальному оцениванию (формативному и суммативному);
- дневники учащихся.
В обязанности классного руководителя входят:
- классный журнал;
- личное дело обучающегося (в том числе табель успеваемости);
- план воспитательной работы;
- протоколы родительских собраний;
- дневники обучающихся.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе ведут более широкий перечень документов:
- общешкольный план работы на учебный год;
- рабочий учебный план;
- тарификацию;
- расчёт часов;
- табель учёта рабочего времени;
- расписание занятий;
- протоколы итогов экзаменов;
- протоколы общешкольных родительских собраний;
- журнал учёта трудоустройства выпускников;
- книгу учёта выдачи похвальных листов, похвальных грамот, табелей успеваемости учащихся;
- журнал пропущенных и замещённых уроков;
- документы по учебно-методической работе;
- документы по внутришкольному контролю;
- материалы по аттестации педагогов.
Учителя, работающие на дому и ведущие факультативные занятия, должны заполнять соответствующие журналы. Снижению нагрузки должно способствовать и то, что педагог не обязан вести некоторые документы в бумажном виде, если существует электронный вариант.
Ирина Плотникова