Их "уходят", а они остаются
На прошлой неделе в двух крупных больницах области произошли кадровые перестановки. Были уволены главный врач областного медобъединения (ВК ОМО), отличник здравоохранения Юрий Приходько и главный врач областного противотуберкулезного диспансера Майгуль Жигитекова. Уйти по собственному желанию предлагали также и главному врачу первой городской больницы Владимиру Кравцову. За неделю кадровые перемены переросли в настоящий скандал. Облздрав обнародовал факты нарушений в больницах, а уволенные медики готовят исковые заявления в суд.
Юрий Приходько
Официальная версия для СМИ гласила: Юрий Борисович уходит на заслуженный отдых. Однако теперь мы знаем, что это не соответствует действительности. На самом деле директором департамента здравоохранения ВКО Ерланом Масалимовым был подписан приказ об освобождении г-на Приходько от должности "за ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей".
По информации начальника управления здравоохранения ВКО Ерлана Масалимова, основанием для увольнения Юрия Приходько послужил факт смерти 18-летней роженицы. 12 марта в реанимацию областной больницы из Урджарского района поступила женщина в крайне тяжелом состоянии. После кесарева сечения в районной больнице она потеряла много крови и была доставлена в областной центр практически в агонизирующем состоянии. По словам господина Масалимова, если бы роженицу вовремя госпитализировали в областную больницу, у нее еще был бы шанс выжить.
- Я вообще не понимаю, почему лечением рожениц и беременных женщин должна заниматься областная больница. У нас есть для этого Центр матери и ребенка ВКО. Зачем женщину госпитализировать в облбольницу, когда есть специализированное учреждение? - говорит председатель профсоюза медиков области Михаил Айзенберг. - Юрия Борисовича обвиняют в том, что пациентка слишком поздно была доставлена в Усть-Каменогорск. Но по-другому поступить было невозможно. Решение задействовать санавиацию было принято уже в послеобеденное время. С учетом того, что до Урджара четыре часа лёту и вертолет не успел бы доставить женщину в тот же день, вылет отложили. Кроме того, были непростые погодные условия. Зачем рисковать жизнями людей? Разве мало нам трагедии 2010 года, когда в марте именно в Урджарском районе разбился вертолет санитарной авиации? Погибли и врачи, и летчики, и пациент. Я считаю, что решение не посылать вертолет в тот день было верным. Чтобы оказать женщине посильную помощь, в район была отправлена бригада врачей на автомобиле.
После смерти роженицы в областной центр нагрянула комиссия из Минздрава, которая обвинила Юрия Приходько в нарушении организационных вопросов при доставке тяжелобольной в областной центр.
Замечание в тему
По данным облздрава, в прошлом году в области погибли пять молодых матерей. Двое умерли в Семейском перинатальном центре, одна - в областной больнице, одна - в Первой городской больнице и еще одна - в Центре матери и ребенка.
Строгое наказание понесла только главврач перинатального центра Семея - она была освобождена от занимаемой должности. В остальных лечебных учреждениях врачам были сделаны выговоры или замечания.
На место выдающегося хирурга, собравшего под крышей ВК облмедобъединения лучших врачей региона, уже назначен новый человек. Теперь громадную структуру должен возглавить 43-летний Жайык Жумаханов, ранее занимавший должность главного врача Аягозского раймедобъединения. Не прошло и дня после оглашения решения руководства облздрава, как на новенького топ-менеджера уже обрушился шквал критики. Кроме того, как оказалось, на блоге министра здравоохранения за последние семь месяцев на Жайыка Жумаханова были опубликованы девять жалоб. Причем это не анонимки. Жалуются врачи и пациенты Аягозской больницы. Люди пишут о грубости главного врача в обращении с подчиненными и о фактах воровства медикаментов в районной больнице.
Нам стало известно, что коллектив областного медобъединения категорически против увольнения Юрия Приходько и назначения нового руководителя. Врачи написали акиму области Бердыбеку Сапарбаеву письмо-протест.
- Сегодня мне звонили медики из облбольницы. Они меня спрашивают: что делать? Дело уже чуть ли не до забастовки доходит. Я их останавливаю, объясняю, что этот трудовой спор должен решаться в установленном законом порядке, - говорит Михаил Айзенберг. - 26 марта Юрий Борисович направил исковое заявление в суд с требованием восстановить его на прежней должности. Я уверен, что суд поддержит его аргументы. Ведь процедура увольнения была проведена с грубейшими нарушениями Трудового кодекса.
Майгуль Жигитекова
Главного врача противотуберкулезного диспансера Майгуль Жигитекову постоянно сопровождают скандалы. Однако это никак не повлияло на ее карьеру.
Уже после подписания приказа о её увольнении облздрав обнародовал шокирующие факты. Оказывается, в управление здравоохранения уже не в первый раз приходят жалобы от пациентов. Пресс-служба облздрава передала редакции письмо, подписанное 57 больными диспансера. Люди пишут о том, что кормят их перловкой и сечкой, мяса они вообще не видят, молочные продукты выдают просроченные. Некоторые врачи "выступают в роли надзирателей и относятся к больным, как к зэкам", пациентам приходится жить в нечеловеческих условиях. "Неугодных больных приравнивают к уголовникам и отправляют на принудительное лечение в Ново-Канайку.
Постановление суда о принудительном лечении никто обжаловать не может, потому что судебные исполнители приносят его слишком поздно - только через месяц после суда. Ощущение, как будто мы не в больнице лежим, а являемся осужденными в колонии строгого режима. Поведение персонала больницы должно стать достоянием общественности во избежание актов суицида".
Картину дополнили некоторые работники кухни. Они рассказали, чем на самом деле кормили пациентов.
- Продукты были ужасные. Больных кормили котлетами из кошачьего фарша (фарш из рыбных отходов, предназначенный для кошек - прим. автора). Мясо привозили какого-то синеватого цвета, со специфическим запахом. Мы больных кормили, а сами не прикасались к этой еде, - рассказывает шеф-повар диспансера Галина Зырянова. - Фруктов почти не было. Раз или два привозили. Да и то гнилые яблоки.
По фактам недоимки средств, предназначенных на покупку продуктов питания для больных туберкулезом, финансовая полиция начала расследование. По информации пресс-службы управления здравоохранения ВКО, были выявлены серьезные нарушения. Выяснилось, что были незаконно потрачены около 21 миллиона тенге, предназначенные на продукты питания.
Последней каплей, судя по всему, стало обращение к акиму области главного фтизиатра республики Тлеухана Абилдаева. Директор Национального центра проблем туберкулеза РК пишет о том, что неправильное планирование закупки лекарств привело к усугублению ситуации по туберкулезу. В этом господин Абилдаев считает виноватой Майгуль Жигитекову.
- Жалобы по отношению к Майгуль Жигитековой уже много раз поступали в облздрав. Возможно, были нарушения. Но я не понимаю, почему все эти годы облздрав не принимал никаких мер? Почему ей не было сделано ни одного выговора? Почему на нее не наложили дисциплинарное взыскание, не привлекли к административной ответственности? – задается вопросами Михаил Айзенберг. – Почему на все закрывали глаза, а сейчас это вдруг "вылезло"? Если бы в отношении госпожи Жигитековой были приняты хоть какие-то меры, ее сейчас могли бы спокойно уволить. И это было бы законно. Теперь, насколько я знаю, Майгуль Абайхановна намерена обжаловать приказ Ерлана Масалимова в суде.
Ерлан Масалимов
После того, как Восточный Казахстан посетила комиссия Минздрава, 19 марта на совещании в областном акимате Бердыбек Сапарбаев дал поручение своему заместителю рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности начальника управления здравоохранения Ерлана Масалимова.
Главный медик признал, что действительно аким области поставил вопрос ребром.
- Я полностью отвечаю за здравоохранение области. На мне программа "Саламатты Казахстан". И это не только материнство и детство. Аким области за все с меня спрашивает. Вопрос о соответствии мною занимаемой должности встал в связи со всеми замечаниями, которые прошли из Минздрава. Все их мы будем разбирать детально.
На следующий день после выступления акима области Ерлан Масалимов подписал приказ об увольнении Ю. Приходько и М. Жигитековой. Только позволит ли это решение сохранить начальнику облздрава свое кресло?
В заключение
На прошлой неделе в СМИ просочилась информация и о третьем увольнении. Речь шла о главном враче первой городской больницы Владимире Кравцове. Однако, как позже заявили в управлении здравоохранения, господин Кравцов остается работать на прежней должности.
- Явной причины для увольнения Владимира Кравцова не было. Но 20 марта в первую горбольницу приезжал Ерлан Масалимов и уговаривал главного врача написать заявление об уходе по собственному желанию. Он отказался. На него оказывается давление, - рассказывает Михаил Айзенберг. – Я считаю, что и господин Кравцов и господин Приходько находятся на своем месте и приносят пользу пациентам. Под их началом работают слаженные коллективы.
Михаил Ефимович констатирует - за многие годы борьбы за права врачей ему уже неоднократно удавалось выигрывать судебные процессы по восстановлению врачей в должности. За последние несколько лет по решению суда вернулись на прежнюю работу семь главных врачей лечебных учреждений области.
- Это продолжается раз за разом. А все потому, что люди, возглавляющие управление здравоохранения, не несут ответственности за нарушение Трудового кодекса. Ну уволили человека, он восстановился по суду, но наказание за это никто не несет, - продолжает господин Айзенберг. - Ни дисциплинарного взыскания, ни административной ответственности. Даже компенсация незаконно уволенным и все судебные издержки выплачиваются не за их счет, а из кассы медучреждения. Это неправильно. Если бы человек нес ответственность за свои приказы, таких случаев у нас было бы меньше.
Но даже не это главное. По мнению защитника прав медицинских работников, гораздо хуже, что за время судебных разбирательств и споров может распасться коллектив больницы.
- Врачи у нас, к сожалению, не готовы бороться открыто. Они свое мнение выражают ногами - просто уходят. Сегодня квалифицированным медикам – а в областной больнице поистине собраны лучшие специалисты - проще простого устроиться на другую работу. Их с удовольствием возьмут в частных клиниках, их зовут в Астану, они могут уехать в Россию. А кто будет работать у нас? Кто будет лечить пациентов? Мы-то с кем останемся? – задает риторические вопросы господин Айзенберг