Каждый четвертый вызов скорой помощи в Восточном Казахстане обслуживается с опозданием
- Оценивая основные показатели работы службы скорой медицинской помощи республики, необходимо констатировать, что сохраняется большое количество вызовов, обслуженных с опозданием - 9,7 процента, - отмечает министр здравоохранения.
В тройке лидеров по наибольшему количеству таких вызовов — Атырауская, Кызылординская и Восточно-Казахстанская области.
- Самая главная причина — нехватка постов, - объясняет причину подобной неспешности машин скорой помощи» главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи Усть-Каменогорска Марат Ластаев. - Норматив — один пост на 10 тысяч населения. Исходя из этого, Усть-Каменогорску необходимо 32 поста. У нас — 30. Из них некоторые «выпадают» по разным причинам. В основном - из-за поломки транспорта. Также если в городе проводятся какие-то спортивные, торжественные мероприятия — один-два поста отправляют туда. Бригада может целый день присутствовать на мероприятии.
Транспорт — отдельная история. Машины быстро изнашиваются из-за круглосуточного их использования. Новых выделяют недостаточно. Сейчас, к примеру, два автомобиля «скорой» требуют безотлагательной замены.
Кроме того, увеличивается территория обслуживания — левобережная часть Усть-Каменогорска растет.
- В этой части города нужно строить еще одну станцию, - считает Марат Ластаев. - Я подчеркиваю, не филиал, а станцию. Сейчас в районе КШТ у нас две бригады. Сотрудники располагаются в здании пожарной части.
С каждым годом число вызовов увеличивается. В нашей области, по данным медиков, «скорую» вызывают гораздо чаще, чем в других регионах.
- Причины — экология. Это во-первых. Во-вторых, СВА должным образом не выполняют свою работу, - считает заведующая подстанцией Нина Панина.
Еще одна причина роста обращений от граждан, как ни парадоксально, - реформы здравоохранения!
- С переходом больниц на право хозяйственного ведения (ПХВ) количество вызовов у нас и не будет сокращаться, - говорит Марат Ластаев. - Потому что ПХВ влечет за собой сокращение койко-мест в стационарах. Люди будут лечиться амбулаторно. Если будут... А вероятнее всего, обратятся к нам. Кстати, в стационарах нам стали отказывать в госпитализации. Мы привозим им больного, а в приемном покое нам говорят: зачем привезли, у нас ПХВ, нам нужно экономить... Да, может, мы занимаемся гипердиагностикой. Но чаще всего на вызове к детям, ведь в этом случае надо исключить худшее.
Больше всего вызовов — вечером. За час может поступить 50 обращений.
- Детских бригад у нас всего четыре. К примеру, вызвали с бульвара Гагарина к ребенку. А освободилась детская бригада, скажем, обслужившая вызов в районе Согры, - подключается к разговору врач-эксперт станции Татьяна Лазовая. - Естественно, пока бригада доедет, времени пройдет больше, чем предусмотрено. Когда такой наплыв вызовов, мы их дифференцируем по тяжести. То есть в первую очередь направляем бригады туда, где действительно необходима экстренная медицинская помощь.
Дифференциация происходит в соответствии с нормативным документом — приказом Минздрава. В документе прописано, в каком случае время прибытия на вызов составляет до пяти минут, в каком возможно более пяти минут, более двадцати и так далее.
- Часто вызывают так называемые постоянные жители дач. А почему? Многие из них не прописаны и не закреплены за какой-либо СВА. Куда обращаться за медицинской помощью? Только на станцию «скорой помощи», - продолжает Марат Сейткамзинович. - Какой-то адрес найти в дачном массиве довольно сложно — нет на домах нумерации. К тому же дороги в зимнее время там никто не чистит.
Соответственно, поиск удлиняет прибытие на вызов. И сказывается на общей картине работы «скорой».
Других подобных факторов, по словам медиков, — масса. Это и заставленные частным транспортом подъездные пути к многоэтажкам, и пробки на трассах...
- Карету «скорой помощи» часто не пропускают на дорогах. Даже если она едет с «мигалкой», - рассказывает врач скорой помощи. - Вот, к примеру, случай из моей практики. Из района Аблакетки везли ребенка в детскую областную больницу. У ребенка — ожог 18 процентов кожи. Путь и так неблизкий, так еще водители не все пропускали.
В заключение Марат Ластаев добавил, что во всех машинах «скорой помощи» Усть-Каменогорска еще в 2010 году установили GPS-навигаторы. На экране компьютера диспетчер видит местонахождение машин, поэтому может перенаправить бригаду по следующему адресу кратчайшим путем. Кроме того, память системы фиксирует время выезда и прибытия к месту вызова.