Какие услуги сегодня оказывают в ЦОНе и какие справки можно заказать онлайн, не имея ЭЦП
С начала января в центры обслуживания населения были переданы новые услуги. Теперь за справками из наркологической, противотуберкулезной и психоневрологической организаций нужно обращаться вовсе не в медицинские учреждения, а именно в ЦОНы. Туда же следует отправляться и тем, кто готовится к выходу на пенсию. Корреспондент YK-news.kz постаралcz собрать воедино все популярные вопросы касательно работы ЦОНов и портала "электронного правительства". Ответы на них — в нашем справочном материале.
Еркежан Ибраимова |
Мало кто знает, сколько всего государственных услуг существует в Казахстане. Точную цифру нам назвала руководитель отдела № 3 города Усть-Каменогорска филиала НАО "ГК "Правительство для граждан" по ВКО Еркежан Ибраимова. Согласно госреестру, в РК зафиксирована 741 государственная услуга. Из них 604 услуги можно получить через ЦОНы (с нового года их правильное название — не центры, а отделения по обслуживанию населения). Еркежан Ибраимова согласилась дать пояснения нашим читателям и обозначила много любопытных сведений.
В последнее время заметила интересную тенденцию: меня постоянно направляют в ЦОН! Чего ни коснись — устройство на работу, оформление документов, получение справок, подтверждение наличия недвижимости, отсутствие судимости, проверка пенсионных отчислений... Мне всюду говорят: обратитесь в ЦОН! Могли бы вы перечислить весь перечень услуг, предоставляемых в ЦОНах?
Анна Леонова
— Нет, я не смогу перечислить более 600 услуг, которые сейчас предоставляют ЦОНы. Назову лишь самые популярные для населения: выдача адресных справок с места жительства, выдача справки о наличии либо отсутствии судимости, получение справок о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках, подача электронного заявления на регистрацию рождения ребенка, постановка детей в очередь в детский сад, получение справки о пенсионных отчислениях, предоставление информации о принадлежности земельного участка и многое другое.
Есть также услуги, которые в здании ЦОНов оказывает управление миграции:
- выдача паспортов, удостоверений личности;
- выдача временного удостоверения личности;
- регистрация граждан по месту жительства, а также снятие с прописки;
- оформление документов на выезд за пределы РК на постоянное место жительства.
Перечисленные услуги оказывают не сотрудники ЦОНов, а сотрудники миграционной полиции. Их график работы немного отличается от общего режима отделений обслуживания населения. Сотрудники миграционной полиции принимают в будни с 9.00 до 18.30, в субботу – с 9.00 до 13.00.
В январе у меня закончился срок действия водительских прав. Чтобы заменить документ, требуется куча справок — в частности, из психоневрологической и наркологической организаций. Я, естественно, обратился туда, но оказалось, что такие справки теперь нужно получать в ЦОНе. Это что еще за новость?!
Андрей Сафонов
— Это действительно нововведение, которое действует с 1 января 2019 года. Человек может обратиться в отделение обслуживания населения и получить нужную справку при предъявлении удостоверения личности. Можно выйти на портал "электронного правительства" и заказать нужную справку из дома. Это займет не больше 15 минут. Раньше оформление таких справок было платным, теперь услуга предоставляется бесплатно.
Расскажу подробнее, как получить необходимую справку через портал. Заходите на egov.kz, авторизуетесь, затем переходите в раздел "Здравоохранение". Выбираете там название услуги — например, "Выдача справки из наркологической организации". Далее подписываете заявку электронной цифровой подписью либо при помощи СМС-пароля. Далее ждете появления справки в вашем личном кабинете (в разделе "История получения услуг").
Слышала, что заказать свидетельство о рождении ребенка теперь можно с сотового телефона. Якобы это можно сделать уже в роддоме. Звучит как фантастика. Когда родились мои дети, а это было буквально несколько лет назад, всё было иначе. Непременно требовалось идти в ЦОН матери или отцу ЛИЧНО и заказывать документ (от других членов семьи, например от бабушки, заявление на изготовление свидетельств о рождении ребенка не принималось). Каким образом сейчас упростили всю процедуру?
Нургуль
— Если ваш номер телефона зарегистрирован в базе мобильных данных, после рождения ребенка вам придет поздравительная СМС с вопросом: не хотели бы вы оформить в электронном формате свидетельство о рождении ребенка? Если вы отвечаете согласием, далее система сама запросит у вас необходимые данные (ФИО ребенка, пол, данные родителей и прочее). Образец заполнения вы также получите по СМС и отвечать сможете с мобильного телефона прямо из роддома! Сейчас для того, чтобы упростить женщинам получение данной услуги, наши сотрудники ежедневно по полдня работают в роддоме и помогают мамам заказать свидетельство о рождении ребенка. Данная услуга называется проактивной. Аналогичным образом можно с помощью СМС оформить пособие по рождению ребенка, по уходу за ребенком до года, а также поставить в очередь в детский сад. Необходимое условие — быть зарегистрированным в базе мобильных данных.
Вопросы от редакции:
Что делать тем, у кого нет ЭЦП? Или она потеряна, срок ее действия истек либо человек не умеет пользоваться своей электронной цифровой подписью?
— Для всех этих ситуаций есть прекрасная альтернатива! Получать услуги можно не только при помощи ЭЦП, но и по одноразовому паролю, который приходит вам по СМС. Всё очень просто. Вам нужно один-единственный раз прийти в отделение по обслуживанию населения и обратиться к сотрудникам с просьбой зарегистрировать свой сотовый номер в базе мобильных данных. Всё! Это дает вам право получать электронные услуги без электронной цифровой подписи. Вам просто нужно будет в конце электронной заявки указать свой номер мобильного телефона. На него в течение нескольких минут придет СМС-сообщение с указанием пароля, который вы указываете на портале в нужной графе. Сложно объяснять словами весь алгоритм действий "вслепую" (то есть когда перед глазами человека нет открытого портала egov.kz). Такие вещи удобнее и проще показать, чем рассказать. Но я вас уверяю: там всё очень просто, все подробно расписано, ввести свой номер мобильного и пришедший пароль сможет каждый. Если что-то остается непонятным — наши сотрудники всегда объяснят и подскажут. Но я настоятельно советую всем найти немного времени, выйти на портал "электронного правительства" и просмотреть его. Большинство граждан начинают прекрасно ориентироваться на egov.kz.
Выходит, электронная цифровая подпись теперь не нужна? Если человек зарегистрировал свой сотовый номер в базе мобильных граждан, он может все услуги получать через одноразовые СМС-пароли?
— Нет, не все. При помощи СМС-пароля можно получить лишь более 40 государственных услуг. Это самые распространенные: адресная справка, постановка детей в очередь в детский сад, справки из наркологической, психоневрологической, противотуберкулезной организаций. Однако есть еще много электронных услуг, для получения которых требуется электронная цифровая подпись.
Есть еще какие-то новые услуги, которые появились в отделениях обслуживания населения буквально недавно?
— Да, есть. Это выдача адресных справок о лицах, зарегистрированных по адресу. В народе эту услугу уже назвали "электронной домовой". То есть к нам обращается собственник жилья и запрашивает адресную справку на всех, кто прописан по конкретному адресу. Такую справку владелец или совладелец (то есть тот, кто имеет какую-то долю в квартире) может получить и электронным способом на портале при помощи ЭЦП или одноразового пароля.
Еще одна новая услуга — "снятие с прописки". Поясню. Допустим, вы сдаете квартиру. Чтобы оформить временную или постоянную регистрацию для ваших квартирантов, вам нужно вместе с ними явиться в отделение обслуживания населения и зарегистрировать прописку по вашему адресу. А вот чтобы квартирантов снять с прописки, никуда ходить не нужно. Достаточно выйти на портал "электронного правительства". Теперь эта услуга предоставляется в режиме онлайн, и воспользоваться ею могут собственники жилья. Для этого следует выбрать на портале услугу и регион, в котором находится недвижимость. В результате пользователь должен получить уведомление о готовности документа, в котором будет указан статус снятия регистрации гражданина (смотрите раздел "История получения услуг"). Обращаться в ЦОН для подтверждения заявления не нужно.
В октябре 2018 года запущена и третья новая услуга. Для казахстанцев, достигших пенсионного возраста, немного упростился порядок оформления пенсий. Раньше нужно было писать три отдельных заявления по назначению пенсионных выплат (на назначение государственной базовой пенсионной выплаты, назначение пенсионных выплат по возрасту, осуществление пенсионных выплат из пенсионных накоплений). Теперь достаточно одного заявления, которое принимается в отделениях обслуживания населения. Замечу, что перечень документов, необходимых для выхода на пенсию, не изменился.
Как и в каких районах работают мобильные ЦОНы? Где можно посмотреть график приезда мобильного ЦОНа для того или иного района ВКО?
— Мобильный ЦОН выезжает во все населенные пункты, расстояние от которых до стационарного ЦОНа составляет не менее 40 километров. Районы и села следующие:
- Абайский — Кундызды, Борли, Каскабулак;
- Курчумский — Калжыр и Боран;
- Бородулихинский — Зубаир, Петропавловка, Новопокровка;
- Жарминский — Ауэзово, Шалабай;
- Урджарский — Акшокы;
- Глубоковский — Первомайка;
- Уланский — Привольное, Бозанбай, Асубулак.
Графики выездов мобильных ЦОНов можно посмотреть на официальном портале госкорпорации и на сайтах районных акиматов.
В филиале государственной корпорации "Правительство для граждан" по ВКО обнародовали любопытную статистику. Чаще всего в отделениях ЦОНов и на портале "электронного правительства" восточноказахстанцы заказывали адресную справку. Ее оформляли 462 756 раз!
На втором месте в рейтинге самых популярных услуг — получение ЭЦП. За изготовлением электронной цифровой подписи в 2018 году обратилось 400 тысяч восточноказахстанцев. "Бронзу" заняла регистрация недвижимости, эту услугу запрашивали в прошлом году 108 677 человек.
Ирина Краскова