Как у сотовых операторов в Казахстане вышло 13 месяцев в году
Пользователи сотовой связи с некоторых пор вынуждены оплачивать услуги операторов раз в 28 дней. Сокращение периода оплаты привело к тому, что для абонентов в году стало 13 месяцев. В Мажилисе Парламента РК обратили внимание на эти чудеса астрономии, передает корреспондент YK-news.kz.
29 сентября Елена внезапно потеряла связь с дочерью. Девочка собиралась позвонить в течение дня, но почему-то этого не сделала. Вечером она объяснила, что на сотовом вдруг закончились деньги. Оплату за телефон дочери Елена всегда закидывала 30 числа. Почему же услуги прекратили оказывать до окончания месяца?
С подобной ситуацией в начале осени столкнулись абоненты практически всех операторов сотовой связи: Beeline, Activ, Kcell.
В компании «КаР-Тел» учащение оплаты пояснили заботой о клиентах.
— При актуализации тарифных планов в 2019 году перед компанией стояла задача обеспечить приемлемый уровень цены и качества услуг, — поясняет директор дивизиона Северо-Восток ТОО «КаР-Тел» Т. Кузьмина. — Важно было при этом сохранить опцию доступа к безлимитным сервисам, таким как YouTube, Instagram, Facebook, мессенджерам и прочим ресурсам, популярным среди наших абонентов. Результатом работы нашей команды стала новая тарифная линейка «Больше» с 28-дневным циклом списания абонентской платы. Она была признана успешной и отвечающей требованиям рынка.
При этом регулирующее ведомство уверено, что ничего противозаконного не происходит.
— Все операторы, предоставляющие услуги сотовой связи на территории Республики Казахстан, имеют тарифный план, где списание абонентской платы осуществляется в фиксированный день периода, продолжительность которого равна 28 дням с момента подключения тарифного плана, — комментирует заместитель руководителя межрегиональной инспекции связи Комитета телекоммуникаций Салтанат Амренова. — Раньше наше ведомство занималось регулированием тарифов. С января 2017 года регулирование тарифов отменили. Согласно закону тарифы и формы оплаты сотовые компании устанавливают самостоятельно. То есть государство уже не вмешивается. Это рыночная экономика.
Пользователи вооружились календарём и обнаружили, что благодаря такой нехитрой арифметике у сотовых операторов в году стало... 13 месяцев. Таким образом, Елена, уплачивающая ежемесячно по 1890 тенге, за год должна отдать сотовому оператору уже не 22 680 тенге, а 24 570 тенге.
Между тем астрономические открытия казахстанских сотовых операторов показались подозрительными мажилисменам, которые сочли, что происходящее на рынке услуг связи очень напоминает ценовой сговор.
«Сотовые операторы Activ, Kcell, Beeline перешли в этом году на новый тарифный план, согласно которому абонентская плата взимается один раз в четыре недели, хотя ранее оплачивалась один раз в месяц, — говорится в депутатском запросе депутата Мажилиса Парламента РК Екатерины Никитинской в адрес вице-премьера РК Романа Скляра. — В результате теперь каждый пользователь совершит оплату в год не 12, а 13 раз. Фактически произошло скрытое повышение тарифа на предоставляемые услуги более чем на 8 процентов. Обращает на себя внимание и тот факт, что изменение тарифных планов произошло у операторов практически единовременно».
Мажилисвумен считает, что Министерство национальной экономики должно провести расследование на предмет возможного ценового сговора операторов. Противозаконным, по её мнению, является и то, что поставщики сотовой связи забыли уведомить абонентов о переводе на новый тарифный план, хотя обязаны это делать.
«Несмотря на то что Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено право потребителя на получение полной информации, а продавцу запрещено в одностороннем порядке применять или расторгать договор без соблюдения норм гражданского кодекса, на практике эти нормы не работают, — акцентирует внимание Екатерина Никитинская. — Реализация прав потребителей затруднена отсутствием соответствующего процессуального механизма, в результате суды просто отказывают в рассмотрении данной категории дел по чисто формальным основаниям. Также правилами об оказании услуг сотовой связи предусмотрено, что операторы должны доводить тарифные планы до абонентов доступными им средствами, но в действующем законодательстве административная ответственность за нарушение таких прав пользователей не установлена».
Комитет по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики РК, рассматривавший депутатский запрос, пришёл к выводу, что действия операторов сотовой связи, уменьшивших период, за который оказываются услуги абонентам, содержат признаки злоупотребления доминирующим положением. Стоимость всех полученных абонентом услуг сотовой связи и иных услуг суммируется за учетный период. Правила оказания услуг сотовой связи гласят, что учетный период равен одному календарному месяцу.
Теперь операторам, сделавшим открытие в астрономии, грозят нешуточные неприятности.
— После установления доминирования в соответствии с пунктом 1 статьи 199 Предпринимательского кодекса сотовым операторам будет направлено уведомление о наличии в их действиях признаков нарушения, — сообщили в Комитете по защите и развитию конкуренции. — Неисполнение уведомления является основанием для назначения расследования. В случае установления факта злоупотребления доминирующим положением операторами сотовой связи Кодексом об административных правонарушениях предусматривается наложение административного штрафа в доход государства.
Ирина Плотникова