Как экономические войны отразятся на жителях ВКО?

22 апреля 2018, 3:31
Сейчас читают:
Как экономические войны отразятся на жителях ВКО? Как экономические войны отразятся на жителях ВКО?
Как экономические войны отразятся на жителях ВКО?

Последняя неделя была полна политических и экономических потрясений. К сожалению, не остался в стороне от них и Казахстан. Новые экономические санкции против России, введенные 6 апреля, вызвали падение курсов валют. Это уже стоило казахстанским банкам 64 миллиардов тенге. А 13 апреля Торговое представительство США заявило о возможном лишении РК торговых льгот, обвинив Казахстан в нарушении прав трудящихся. Каковы причины такого решения? Станет ли наша экономика невольной жертвой противостояния мировых держав и чего ждать в этой связи жителям ВКО, узнавал корреспондент YK-news.kz.

Окрик свободы

13 апреля на официальном сайте посольства США в Казахстане появилось сообщение, что участие Казахстана в Обобщенной системе преференций (ОСП) будет пересмотрено.

Для начала стоит пояснить, что такое ОСП. Данная система была создана в 60-х годах прошлого века. Согласно ей развитые страны предоставляют таможенные льготы для ряда товаров из развивающихся стран, и они становятся более конкурентоспособными на рынках Европы и Америки. Теперь США может отменить эти льготы для казахстанских поставок.

Чем это обернется для нас? Для Казахстана Штаты – седьмой по объему рынок сбыта, и отмена льгот, вполне вероятно, вызовет спад в торговле. По данным Министерства национальной экономики РК, объем экспорта в США за 2017 год составил 392 миллиона долларов. Учитывая, что без льгот рискует остаться экспорт тантала (25,5 млн долл.) и свинца (16,9 млн долл.), почувствовать "похолодание" отношений может в первую очередь Восточный Казахстан. Здесь расположены предприятия, экспортирующие эти металлы. Практика показывает, что когда крупная компания теряет контракт на поставку за рубеж, это выливается в кучу неприятностей: от задержки зарплаты до массовых сокращений.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что примеру заокеанских партнеров может последовать Евросоюз. А экспорт Казахстана в Западную Европу в десятки раз превышает продажи в Америку.

Почему мы впали в немилость?

Как оказалось, Торговое представительство США полагает, что Казахстан активно ограничивает право работников формировать профсоюзы.

Возможно, эти претензии обоснованны. Но откуда такой интерес к чужой проблеме? Власти США никогда нельзя было назвать яростными борцами за права трудящихся. Это подтверждает небольшой экскурс в историю.

1946 год. Новое законодательство США дало президенту право отдавать приказ начавшим забастовку рабочим — "если их действия угрожают национальной безопасности" — оставаться на рабочих местах в течение трех месяцев. Сменявшие друг друга хозяева Белого дома за период с 1948 по 1964 год прибегали к этому эффективному антизабастовочному закону 23 раза.

1981 год. Когда профсоюз авиадиспетчеров США начал забастовку, президент Рейган, не задумываясь, уволил 11 500 забастовщиков. Затем их фамилии были сообщены всем авиакомпаниям, чтобы люди уже никогда не смогли получить работу по специальности.

Тогда же авиакомпания "Трансамерика" создала некую альтернативную компанию "Трансинтернэшнл эйрлайнз", которая не принимала на работу членов профсоюза и платила зарплату намного ниже той, которую получали служащие "Трансамерики". Последняя потихоньку сократила свой штат и к концу 1984 года исчезла.

Ничего личного, просто бизнес

Понятно, что целью США не является справедливость и счастье рабочего класса Казахстана. Каковы же истинные причины "экономического шантажа": борьба за права человека или банальный передел рынков?

— С каждым годом проводить грань между политическими и экономическими шагами американцев все сложнее, — комментирует ситуацию руководитель отдела стран Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, кандидат исторических наук Андрей Грозин. — Сейчас в действиях Штатов нет внутреннего противоречия. С одной стороны, отстаиваются интересы корпораций. С другой — решаются геополитические вопросы. Еще во время предвыборной кампании администрация Трампа напрямую заявляла, что будет лоббировать интересы американских производственных корпораций. И теперь очень удобно выдавать это за патриотизм и заботу о правах человека.

Отличный пример такой политики — объявленный 6 апреля 2018 года блок санкций против Российской Федерации, под которые попала и компания "РУСАЛ". Концерн является одним из крупнейших производителей алюминия в мире и до недавнего времени экспортировал в США 10 процентов своей продукции. Теперь эта огромная ниша свободна для американского бизнеса.

— Ситуация с российским алюминием показательна, — добавляет Андрей Грозин. — Все это сделали не из-за Сирии и не из-за Скрипалей. А из-за интересов американского горно-металлургического концерна "Rio Tinta".

По мнению эксперта, претензии Торгового представительства США вполне могут быть логическим продолжением этих событий. Активная борьба Запада за интересы своего бизнеса будет лишь нарастать. Спрогнозировать, как она отразится на наших с вами карманах, точно нельзя. Многое зависит от правильности и быстроты действий промышленных предприятий.

— Америка лоббировала интересы своих компаний и 10, и 30 лет назад, — поясняет Андрей Валентинович. — Но сейчас, когда мировой рынок разбалансирован, ее методы стали более прямыми и агрессивными. Уже несколько лет биржи сырья просто трясет. И в горнодобывающих регионах, таких как ВКО или российский Урал, это требует от местного бизнеса особо тщательных и оперативных решений.

К слову, не исключено, что торговая война против северного соседа обернется для Казахстана дополнительной выгодой.

— Сейчас идет активное вытеснение именно российского бизнеса с сырьевых рынков, — считает эксперт. — И если казахстанские компании поведут себя правильно, то вполне могут получить часть этих рынков себе. Но это будет не просто. Ведь там, откуда вытесняют Россию, навряд ли хотят видеть казахстанцев.

Повтор на бис?

Противостояние Москвы и Вашингтона, которое длится не первый год, пока что оборачивалось для восточноказахстанцев лишь дополнительными финансовыми неурядицами.

Когда в 2014 году рухнул курс российского рубля, жители приграничных с РФ областей были счастливы. Целые караваны отправлялись за границу за дешевыми товарами: от автомобилей и бытовой техники до запчастей и одежды. Казалось, санкции помогли нам неплохо прибарахлиться. Вот только расплачиваться пришлось сторицей…

Пока предприимчивые граждане запасались заграничным добром, дома на складах пылились те же товары, купленные предпринимателями заранее — но по более дорогой цене. Немало местных компаний, которые поставляли российские товары, прогорело. И осчастливленные восточноказахстанцы остались без зарплаты.

Задержки жалованья, сокращения, долги и просрочки по кредитам. Люди стали экономить даже на еде. Это, в свою очередь, нанесло удар по мелкому продуктовому бизнесу. Чувствительные к спаду выручки киоски и магазинчики начали закрываться, сокращать ассортимент. Следующей жертвой стали оптовые продуктовые компании. Потеряв клиентов в виде мелких торговцев, они снизили поставки из-за рубежа. А чем меньше оптовик закупает, например, чая, тем дороже ему обходится каждая его пачка в отдельности. Итог — скачок цен на продукты и товары первой необходимости. Последствия тех потрясений мы ощущаем до сих пор.

Не так страшны санкции, как их малюют?

Мировые политические дрязги, вызвавшие колебания курсов валют после 6 апреля, уже навредили Казахстану. В первую очередь — банкам. По данным портала finprom.kz, акции Народного банка к 12 апреля упали на 3,8 процента. Бумаги Банка ЦентрКредит просели на 2,6 процента. Aкции Банка Астаны потеряли в цене 2,1 процента. Суммарно рыночная капитализация трех банков сократилась на 64 миллиарда тенге или 4,8 процента. Что это значит в отдаленной перспективе? Могут возрасти ставки по кредитам, в том числе ипотечным. Взять деньги на развитие бизнеса будет сложнее.

Но, похоже, потрясения 2014-го все же не повторятся и девальвации тенге ждать не приходится. По мнению нашего источника, на это есть вполне объективные причины.

— Конечно, РФ и РК связаны большим количеством финансовых и хозяйственных цепочек. Как следствие, отрицательные выпады в сторону России обязательно сказываются и на казахстанской экономике, — поясняет Андрей Грозин. — Но государства довольно быстро приспосабливаются к санкциям. Бизнес — структура гибкая. И он находит варианты парирования таких угроз. Ведь случившееся сейчас не идет ни в какое сравнение с 2014 годом. Это говорит, что прошлый опыт не прошел даром.

Действительно, отечественные предприниматели дают понять, что уже не станут жертвами резкого наплыва дешевых товаров из-за границы. Одними из первых свою позицию обозначили представители автобизнеса.

— Сейчас казахстанский авторынок практически неуязвим. После массового потока серого импорта на территорию РК были приняты меры по стабилизации отрасли, — рассказала в интервью республиканским СМИ вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева. — Сегодня, чтобы завезти в Казахстан автомобиль, как новый, так и бывший в употреблении, необходимо уплатить сбор за первичную регистрацию, утилизационный сбор, а также иметь соответствие требованиям четвертого экологического класса.

Новый порядок

Андрей Грозин отмечает: нам всем стоит смириться с постоянной угрозой финансовых потрясений.

— Сырьевые и санкционные войны становятся распространенным инструментом решения проблем, — говорит Андрей Валентинович. — США уже ведут торговую войну с Китаем. 12 мая Трамп обещал обнародовать позицию относительно Ирана. Скорее всего, и там введут санкции. И государствам, и бизнесу нужно быть готовыми к подобным поворотам событий. Тогда и последствия будут мягче.

По словам эксперта, Казахстан вряд ли может что-то изменить на мировой арене. Но у него есть перспективы как у безусловного экономического лидера Центральной Азии. Здесь вполне возможно создать локальную систему для парирования внешних угроз. К примеру, ею может стать формирование общего стабилизационного фонда поддержки под эгидой Астаны. 15 марта по приглашению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Астане побывали президенты Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и председатель парламента Туркмении. Одним из итогов этой встречи вполне может стать укрепление механизмов поддержки и защиты от экономических штормов.

Владимир Землянский

Также читайте