Лечебный эффект новых препаратов никто проверять не собирается
В списках бесплатных лекарственных средств в текущем году произошли замены. Больные жалуются, что новые медикаменты действуют не так, как прежние. Медицинские руководители уверяют, что эффект старых и новых препаратов одинаков. Мониторинг качества изменившегося лечения в ВКО вести не планируют, передает корреспондент YK-news.kz.
Напоминаем, что основная причина замены привычной схемы лечения — экономия. Государству не хватает денег, поэтому единый дистрибьютор "СК-Фармация" закупает генерические копии, или аналоги. Это общепринятая мировая практика, заверяют пациентов чиновники.
Между тем качество лечения оригиналами и заменами оказывается вовсе не одинаково. Пациент Виктор Мартынов с рассеянным склерозом в прошлом году четыре месяца принимал вместо привычного бетаферона препарат авонекс. Организм не сумел приспособиться к новому средству. Состояние больного ухудшилось, его вновь перевели на бетаферон. Но с поступлением этого лекарства проблемы в нашей области возникают уже не первый месяц. Вопреки уверениям чиновников, на прошлой неделе его снова получили далеко не все нуждающиеся.
Руководство облздрава считает, что ощутить лечебный эффект препаратов, назначаемых взамен, пациентам мешает привычка.
— Каждый препарат в списке прошёл проверку на качество, зарегистрирован в реестре. Если лекарство не доказало свою эффективность, оно не может оказаться в казахстанском национальном формуляре, — уверен руководитель областного управления здравоохранения Марат Шоранов. — По основам доказательной медицины оригиналы и замены должны действовать одинаково. К нам поступают жалобы от пациентов, которые говорят: "Мы всю жизнь получали этот препарат!" А я вам говорю: мы всю жизнь пили анальгин, который сегодня нигде и никем не производится. Это не значит, что анальгин — эффективный препарат. Фармацевтический рынок не стоит на месте, появляются новые разработки.
Руководитель облздрава заявил, что теоретически не исключает ведения мониторинга состояния диспансерных больных, но это большое и серьёзное исследование.
Ирина Плотникова