Наперекор судьбе

16 декабря 2011, 4:17
Сейчас читают:
Ханжар Молдагалиев: "Всё получится. В это нужно просто верить"
Ханжар с недавнего времени не любит зиму. Она оставила ему всего два пальца из десяти. Парень теперь не гуляет и почти не выходит на улицу. С зимой у него "напряженные" отношения.

Всё началось в январе. Тогда Ханжару не исполнилось и восемнадцати. Он пошел к другу на день рождения. Возвращался домой поздним вечером.

Утром родители подняли тревогу - Ханжар домой не пришел. Начали звонить в полицию и больницы. Нашли сына в БСМП. С обморожением.

- Ханжар мало что мог рассказать о той злополучной ночи, - вспоминает отец парня Ерлан Молдагалиев. - К нему прицепился пьяный дебошир. Ударил по голове. Ханжар, правда, не сразу потерял сознание. Какое-то время пытался идти, но до дома "недотянул". Хорошо, мимо проезжала "скорая" - она подобрала лежавшего на дороге парня. Очнулся он уже в больнице.

- В реанимации, - добавляет Ханжар. - Привязанный. Следующее воспоминание: я уже в травматологическом отделении. Вокруг много бомжей - в палате, в коридоре. Люди кричат. От боли сходят с ума.

Пока Ханжар лежал в больнице, из его палаты вынесли четыре трупа. Один из пациентов умер прямо на глазах у парня.

Весь мир тогда перевернулся. Ханжару хотели отрезать кисти рук. В 17 лет! Он даже школу не закончил. Мечтал поступить в институт. Тогда казалось, что всё получится. Молодой, здоровый, красивый...

В больнице он думал, что больше не сможет взять в руки карандаш. Не почистит снег во дворе, не поможет отцу с машиной. У него самого автомобиля никогда не будет. Он не взъерошит пальцами мамины волосы. Не обнимет девушку. Не нальет чашку чая. Даже одеться, умыться сам не сможет.

Кисти рук Ханжару оставили. А вот пальцы - восемь из десяти - удалили. Остался только средний и безымянный на левой руке. В семнадцать Ханжар стал инвалидом.

- Отец мне сразу сказал: "Ты мужик, а в жизни бывает всякое. Не вздумай раскисать. Что-нибудь придумаем", - вспоминает Ханжар.

***

Глава семейства предпочитает шутить. Не разрешает своим женщинам плакать. Супруга и дочь сами понимают: незачем дома разводить "мокроту". Всё получится - в это нужно просто верить.

Поблажек сыну Ерлан не давал. По мере сил заставлял дома работать.

Парень научился между обрубками пальцев зажимать предметы. А это уже настоящий прогресс. Ханжар, к примеру, мог взять в руки посуду, поставить ее в раковину. Мог пропылесосить. Даже ручку дер­жал. Весной решил, что попробует сдать ЕНТ. В школе поддержали: на тестирование можно прийти с секретарем. Он поможет закрасить нужные кружки.

- Учителя мне потом жаловались на сына. Шпаргалки он брать наотрез отказался. Давали ему номера сотовых телефонов: мол, не сможешь решить задачи - позвони, поможем.

- Звонить не стал, - рассказывает нам Ерлан. - Понимаете, Ханжар хотел доказать, что сам, без рук и без "блата", сможет сдать эти тесты.

Действительно сдал. А потом поступил в КАСУ.

***

Весной в доме Молдагалиевых родилась смелая идея. Они решили "нарастить" Ханжару пальцы. Врачи в красках расписывали клинику Илизарова в российском городе Кургане. Правда, направление давали только в Астану.

- Мы решили в столицу не ездить, а сразу отправиться в Курган. Двух шансов у нас не было, только один. Дорогой, конечно, - улыбается Ерлан. - Но не дороже денег.

Родные и близкие помогали собрать нужную сумму. Финансов не хватало, и Ерлан решил продать дом. Он точно знал: у них всё получится. Главное - в это верить.

В начале лета Молдагалиевы поехали в Курган на консультацию. В просторном холле - самое первое и яркое впечатление - цитата на стене: "Мечты не знают границ". Рядом - фото знаменитостей, олимпийских чемпионов. У них в свое время были тяжеленные переломы, травмы, смещения.

- Нам сразу объяснили, что маленькие "обрубки" пальцев, которые остались после ампутации, можно нарастить, - вспоминает Ханжар. - Врач вообще сказал, что кость можно удлинять до бесконечности. Главное - чтобы хватило кожи и мышечной ткани.

Ну и денег, конечно.

Дом Молдагалиевым продавать не пришлось. Ерлану помогли на работе. ТОО "Казцинк" и профсоюзная организация оплатили операцию.

***

В курганской клинике мама, Карлыгаш Молдагалиева, провела с Ханжаром больше месяца. Оказалось, что здесь лечат пациентов со всего мира. Диагнозы самые страшные и самые странные. О пятилетней девочке из Красноярска местные врачи говорили, что она не жилец. У Магомеда было искривление ног. Артем из Тюмени имел врожденные пороки. А вот американец Джон решил удлинить свой рост. Собственные 160 сантиметров мужчину не устраивали. Был еще канадец высотой 180 сантиметров - тоже хотел стать выше.

- Знаете, в этой клинике я перестал ощущать себя инвалидом. Мы все были на равных, - вспоминает Ханжар. - По коридорам ходили пациенты, у которых в руки, ноги и другие части тела были вставлены "железки" и специальные приспособления. Люди улыбались, шутили. Все, как один, были уверены: всё получится. Они в это верили.

***

Ханжару в клинике нарастили пальцы. На несколько сантиметров. Он долгое время ходил со специальными металлическими "вытяжками". Их сняли с пальцев буквально на днях.

Сейчас парень ничем не отличается от своих ровесников. Разве что носит одежду с длинными рукавами. Кофты и куртки - с карманами. Почти не гуляет и не выходит на улицу: раны еще не зажили. Но это только пока.

- Я точно знаю - своими короткими пальцами смогу делать всё, - говорит Ханжар. - Смогу учиться, работать, водить автомобиль. Смогу обнимать девушку. Кто помешает - любить и быть любимым? Мечты, знаете, и вправду не знают границ. В них нужно просто верить.

Также читайте