Новый технический регламент ТС может оставить рынки и магазины Казахстана без дешёвой одежды и обуви
Вот те на
В 2012 году вышел в свет технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности». Из документа следует, что теперь ни один сапог, платье или куртка не попадут в продажу, пока не пройдут проверку на безопасность.
В лаборатории товар протестируют на устойчивость окраски к стирке, поту, на гигроскопичность (впитываемость), воздухопроницаемость, запах.
Более строгие требования – к вещам первого слоя, то есть к нательному белью, купальникам, чулкам, носкам. Менее придирчивые – к платьям, блузкам, брюкам, свитерам, пальто и другим вещам.
По результатам испытаний вещи будут маркированы знаком «EAC» (Евразийское соответствие). Впридачу выдадут сертификат или декларацию соответствия.
Но есть один нюанс. Если производитель или оптовик позаботился о сертификации – проблем не будет, если же нет – хлопоты ложатся на плечи продавца. Причем это касается и крупных торговых центров, и барахолок.
В регламенте написано: если «запрещенный» товар обнаружится, «уполномоченные органы государства-члена Таможенного союза обязаны предпринять все меры для изъятия его с рынка».
В Багдаде всё спокойно
Предпринимателям дали срок, чтобы реализовать товар, несоответствующий требованиям техрегламента.
До конца 2012 года следовало распродать вещи, которые ранее не подлежали обязательной оценке соответствия. Остальные - до первого июля 2014 года.
Требования, как уже было сказано, обязательны для выполнения на территории трёх государств: Казахстана, России и Беларуси.
Регламент восприняли в штыки только в последней стране-союзнице. Предприниматели требовали ввести мораторий на регламент, сетовали, что испытание в лаборатории дорого стоит. По данным зарубежных информагентств, летом 2012 года по Беларуси прокатилась волна протестов, а 27 июня прошла однодневная забастовка сразу в 23 городах страны.
В поддержку предпринимателей выступили в общественном объединении «Перспектива». Лидер объединения Анатолий Шумченко в письме на имя глав трёх стран заявил, что регламент — не что иное, как барьер для ведения бизнеса.
Примечательно, что все эти треволнения миновали Казахстан и Россию.
Только натуральное
В довесок ко всему уже с января этого года начал действовать другой союзный документ - «О безопасности продукции для детей и подростков».
Спорный момент в этой деловой бумаге — требования по гигроскопичности. Для тканей установлен такой «порог» по впитываемости влаги, что синтетика вряд ли его осилит.
- Раньше требования по гигроскопичности не были столь принципиальными, - прокомментировал корреспонденту YK-news.kz исполнительный директор Ассоциации предприятий спортивной индустрии РФ Алексей Степанов. - С 2014 года ситуация изменилась в корне. Новый техрегламент, по сути, ввел запрет на импорт спортивной детской одежды из синтетики.
Меж тем, по словам Алексея Васильевича, почти все мировые бренды используют в производстве одежды именно высокотехнологичную синтетику. Материал не удерживает влагу, как синтетика прошлых поколений, а выводит её наружу.
- Выходит, в странах Таможенного союза не будет детской спортивной одежды из синтетики. Исключение составят лишь спортивные костюмы и спортивная обувь на шипах, на которые требования по гигроскопичности не распространяются, - говорит Алексей Степанов. - Не исключено, что какая-то часть «запрещенных» товаров будет поступать в качестве контрабанды.
Российская Ассоциация предприятий спортивной индустрии предлагает изменения в техрегламент. В частности, отказаться от критерия «гигроскопичность» при проверке детской спортивной одежды, как это уже сделано за границей. За рубежом принято считать, что основные критерии для тестирования детской одежды на безопасность – это воздухопроницаемость, отсутствие шнуров и невоспламеняемость.
А нам все равно
Честно говоря, трудно представить, как это всё будет выглядеть на практике. Пройдет ли «фэйсконтроль» весь тот ширпотреб, которым завалены барахолки и рынки? Кто будет контролировать соблюдение регламента торговцами? И чем введение надзора обернется для уличной коммерции?
Ответы на эти вопросы мы попытались получить в Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана.
- Да никто ничего не контролирует, - заявила президент ассоциации Любовь Худова. - В техрегламенте Таможенного союза нет ничего принципиально нового. Во все времена были ГОСТы, СанПиНы. По тем нормативам никто ничего не проверял и по новым не будет.
По мнению Любови Николаевны, почти 95 процентов продукции в бутиках и на рынках Казахстана — это несертифицированная, незадекларированная и небезопасная для здоровья потребителей масса.
- Товаров, которые завозятся официально, очень мало - из Кореи, США, например. А то, что идет из Китая, Турции, Кыргызстана, вообще нелегально производится. Какие у них сертификаты? - говорит Любовь Худова. - Всё приходит в мешках. Что там — неизвестно.
- Но вот в Беларуси контроль на рынках, судя по всему, налажен хорошо, иначе чего бы торговцам поднимать такую панику?
- В Беларусь так просто не завезешь товар, как в Казахстан. Там действительно всё контролируется. Даже в Узбекистане так. А у нас завозят все, что хочешь, - сетует президент Ассоциации предприятий легкой промышленности. - Рынки вообще бесконтрольны. Потому что барахолка — это государство в государстве. Контролерам вообще небезопасно для жизни туда ходить. И потом, по закону о предстоящей проверке предпринимателя должны предупредить за две недели. Они за это время просто перебираются с одного рынка на другой. Пока у нас на границе не будет наведен порядок, барахолки будут жить по своим правилам.
Елена Супрунова