Почему в Восточном Казахстане не используют добываемое в регионе природное топливо?

14 октября 2017, 11:34
Сейчас читают:
Почему в Восточном Казахстане не используют добываемое в регионе природное топливо? Почему в Восточном Казахстане не используют добываемое в регионе природное топливо?
Почему в Восточном Казахстане не используют добываемое в регионе природное топливо?
О том, чтобы города и сёла ВКО отапливались зайсанским газом, пока можно только мечтать

Власти ВКО взяли курс на газификацию региона. В планах — перевести часть автотранспорта на использование природного газа. Однако осуществить эту затею не так-то просто: область попросту не готова к повсеместному переходу на экологически чистый вид топлива. На трассах отсутствуют специальные заправки, а в городах нет качественного автосервиса по обслуживанию переоборудованных машин. В качестве выхода из сложившейся ситуации госмужи предложили эксперимент — перевести на голубое топливо общественный транспорт и одновременно начать возрождение газовой инфраструктуры, сообщает корреспондент YK-news.kz. Кроме того, депутаты подняли насущный вопрос: почему газ из Зайсанского месторождения не используется для отопления всего региона?

Жми на газ!

По данным дорожной полиции, в Восточном Казахстане зарегистрировано около 370 тысяч единиц транспортных средств, из которых 112 тысяч приходится на областной центр.

— Перевод автотранспорта на природный газ в значительной степени улучшит экологическую обстановку в регионе. Однако есть целый ряд проблем, с которыми нам придется столкнуться при повсеместном переводе транспорта на газ, — отметил на недавнем заседании комиссии  областного маслихата руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Медет Нургалиев. — Во-первых, у нас не развита инфраструктура газовых автозаправок, отсутствуют станции техобслуживания машин на газу. Во-вторых, цена перевода автомобиля на голубое топливо достаточно высока — в долларовом эквиваленте от 500 до 2000 в зависимости от модели авто.

По мнению чиновников, единственным выходом из сложившейся ситуации станет создание единой программы государственной поддержки как предпринимателей, готовых связать свой бизнес с экологическим топливом, так и самих потребителей.

— На законодательном уровне необходимо проработать вопросы господдержки по созданию соответствующей инфраструктуры и предусмотреть возмещение затрат на установку газобаллонного оборудования автомобилистам, — продолжил Медет Нурмолдаевич. — Сообразуясь с мировым опытом, предлагаем в первую очередь перевести на природный газ автобусные парки. Если увидим положительный результат, можно переоборудовать уже транспорт коммунальных предприятий и частных организаций.

Тратим дважды

Идея перевода автобусов на газ не вызвала особого восторга у перевозчиков. Как показывают расчеты, содержать автобусы на голубом топливе в текущих экономических реалиях невыгодно. А деньги, потраченные автопарками на приобретение дорогостоящего оборудования, никто не возместит.

— В маршрутной сети Усть-Каменогорска задействовано 469 автобусов, в Зыряновске их около 200, в Семее — 635, а в Риддере — 35, — озвучил статистику специалист управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Айбек Касарбек. — Стоимость нового автобуса на газовом топливе производства КНР составляет около 160 тысяч долларов, тогда как аналог с дизельным двигателем стоит менее 100 тысяч. Как мы видим, разница существенная. К тому же эксплуатационные расходы на содержание, технический ремонт и наладку газового оборудования намного превосходят затраты на эксплуатацию дизельных двигателей. Поэтому автобусным паркам попросту невыгодно переводить свой транспорт на газ.

Как отметили участники встречи, в Алматы этот вопрос удалось решить путем создания муниципального автопарка, куда вошли 200 автобусов на газу.  

Посыпем мечты золой?

Свой взгляд на ситуацию с газификацией нашей области высказали и экологи.

— Конечно, переоборудование транспорта позволит снизить выбросы вредных веществ практически вдвое, однако больше всего нам бы хотелось перевести на газ городскую систему отопления, — озвучили свою мечту специалисты департамента экологии по ВКО. — Вот это было бы действительно верным решением экологической проблемы. Ежегодно в период отопительного сезона мы буквально засыпаем город пеплом от каменного угля. Пыль летит от частного сектора — это порядка 16 тысяч домов, 86 городских котельных и двух больших ТЭЦ. С переводом их на газ мы бы избавились от оксидов серы, а самое главное — от золы и золоотвалов. Природный газ, сгорая, выделяет лишь пары воды и углекислый газ.

Договорённость улетучивается?

В управлении энергетики поддержали доводы экологов и отметили, что уже много лет ищут возможность газифицировать регион. Препона здесь только одна — строительство газопровода в ВКО требует колоссальных затрат.

— В Зайсанском районе у нас есть месторождение Сарыбулак. В 2013 году между Казахстаном и КНР было подписано проектное соглашение, согласно которому 50 процентов добываемого здесь газа будет оставаться на рынке нашей страны, а оставшаяся часть — уходить в Китай, — рассказал руководитель управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ВКО Алмат Арсламбаев. — По­этому еще четыре года назад мы начали разрабатывать ПСД по газификации, в первую очередь города Зайсана. На сегодняшний день по городу построено 105 километров внутриквартальных сетей, газифицировано 900 жилых домов, девять многоквартирных жилых домов, 27 бюджетных организаций и девять коммерческих. К сожалению, если взять весь объем добычи газа на месторождении и посчитать количество задействованного нами, то последняя цифра составит лишь 0,6 процента из 50 возможных. Нехватка инфраструктуры — самая большая проблема на сегодняшний день.

Чтобы минимизировать потери казахстанской доли газа, энергетики принялись газифицировать села, которые расположены неподалеку от месторождения Сарыбулак. Совместно с Европейским банком реконструкции и развития сейчас просчитывается возможность строительства газопровода в соседние районы, к примеру Курчумский и Тарбагатайский.

— Что же касается газификации областного центра — то тут мы сталкиваемся с очень высокой себестоимостью проекта, — резюмировал Алмат Кубландыевич. — Вопрос строительства магистрального трубопровода — самый дорогой из всех. Однако если государство возьмет на себя все затраты и это не будет отражаться на конечном потребителе, то добытые объемы газа будут реализованы.

Депутаты пообещали более детально рассмотреть этот вопрос и выйти с конкретными предложениями уже на уровень республики.

Артур Власов

Также читайте