По новому пути
Стоит отметить, что все перечисленные ниже нормы нового закона еще не успели отразиться в существующих правилах движения. Как пояснили нам в управлении административной полиции ВКО, приоритетными с 20 октября для их сотрудников будут требования Закона "О дорожном движении". Что касается ПДД, то переписать этот документ в соответствии с внесенными изменениями планируют уже к Новому году.
Небесная сотня
В статье 39 нового закона - "Обеспечение безопасности дорог в отношении их пользователей" - кардинально пересмотрен скоростной режим. Теперь не 110, а 100 км/час должны держать водители на всех загородных трассах, за исключением автомагистралей.
- Двигаться быстрее 110 километров в час автолюбители смогут только на дорогах первой технической категории – автомагистралях, оборудованных раздельными проезжими частями, многоуровневыми разводками, - поясняет начальник отдела дорожно-технической инспекции УАП ДВД ВКО Сергей Коваленко. - В нашей области таких нет.
Однако в административной полиции обратили внимание, что уже с 20 октября лихачей, нарушающих новый скоростной режим, оштрафуют.
- Мы будем составлять материалы согласно изменениям в Законе "О дорожном движении". Он имеет большую юридическую силу, чем ПДД, - уточнил начальник отдела административной практики УАП ДВД ВКО Самат Муликов. - Что касается самих правил, то они поменяются, возможно, уже до конца этого года.
В остальном все как прежде: в черте населенного пункта скорость движения 60 км/час, за городом соблюдаем новый режим и подчиняемся знакам ограничения скорости (50, 70, 80 и др.), если таковые имеются.
Тут не стой
В статье 54 "Права и обязанности собственника и водителя механического транспортного средства" приводится подробный перечень мест, где водителю запрещается останавливаться и ставить на стоянку свой автомобиль. Резонанс в кругу автомобилистов вызвал запрет на стоянку транспортных средств на "дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями".
- Возмущение автовладельцев можно понять, - говорит Сергей Коваленко, - в городе действительно напряженка с парковочными местами. Однако проблемы испытывают не только они, но и дорожные коммунальные службы. Им необходимо чистить в зимний период дороги, на которых граждане оставляют свои машины. Впредь владельцам частных и государственных организаций при открытии тех или иных объектов придется еще на стадии проектирования находить и обустраивать парковочные места. Что касается дворов, то здесь все зависит от желания самих жильцов. Захотят они расширить парковочную территорию – оформят все необходимые бумаги и будут пользоваться.
Но, предвидя сложности по реализации данного требования на деле, в республиканском Комитете административной полиции МВД РК предпочли пока повременить с наказанием. Это же нам подтвердили и в региональном представительстве столичного ведомства.
- Нам пришло распоряжение, что до тех пор, пока уполномоченные органы не закончат с обустройством парковочных мест с установкой соответствующих знаков, мы не будем за это штрафовать водителей. Ограничимся только предупредительными мерами, - прокомментировал Самат Муликов.
Нет вам доверия
Вопросы регистрации доверенности на управление транспортным средством входят в 54-ю статью, которая настаивает на том, чтобы водитель, севший за руль чужого авто, предварительно зарегистрировал это право в уполномоченном органе. В нашей области это управление административной полиции ДВД ВКО.
- Пока все остается по-старому: владелец автомобиля может написать доверенность хоть от руки, но обязан зарегистрировать ее в органах полиции (поставить печать), - прокомментировал Сергей Коваленко.
Тот, кто будет пользоваться автомобилем, должен возить этот документ с собой.
Кстати, статья 51 "Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств" без печати в доверенности не позволяет даже близкому родственнику эксплуатировать транспортное средство.
- По прежним правилам, езда по доверенности, не зарегистрированной в полиции, не каралась штрафом, - поясняет пресс-секретарь Комитета административной полиции МВД Ирина Лукьянина. – С 20 октября это уже считается нарушением, за которым последует наказание в виде штрафа в размере половины месячного расчетного показателя (926 тенге).
Впрочем, не исключено, что все эти нормы могут быть в будущем пересмотрены в связи с сентябрьским предложением президента отказаться от практики оформления доверенности на управление автомобилем. Сейчас над этим думают в Парламенте РК.
То, что доктор прописал
Статья 29 "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения" прописала всем водителям, достигшим 65-летнего возраста, каждые два года проходить медицинский осмотр.
- В настоящее время все водители должны проходить медицинский осмотр при обмене водительского удостоверения в связи с окончанием срока его действия (10 лет), - отмечает пресс-секретарь Комитета административной полиции МВД Ирина Лукьянина. - После введения в действие указанного закона это требование остается в силе для водителей в возрасте до 65 лет.
Шоферы автобусов либо водители, выполняющие перевозку опасных грузов, должны показываться врачам один раз в три года и ежегодно по достижении 50 лет.
Примечательно, что повторный медосмотр, согласно новому закону, будут проходить не только лишенные прав граждане, злоупотребляющие спиртным за рулем, но и те автолюбители, которые допустили к управлению транспортным средством нетрезвого водителя.
Шире круг
О новых водительских удостоверениях рассказывает статья 73 "Допуск лиц к управлению транспортными средствами". По информации областного управления административной полиции, на сегодняшний день водительских корочек нового образца в их распоряжение пока не поступало. Но ожидается, что до конца года формуляры запустят в обращение. Сразу отметим, что уже выданные автолюбителям права менять на новые не нужно. Они будут действовать до истечения положенного срока. Изменения коснутся тех, кто только готовится пополнить ряды автолюбителей. Для таких граждан закон предусмотрел девять категорий и шесть подкатегорий водительского удостоверения. К примеру, мотоциклы выведены в категорию "А"; легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает трех тысяч пятисот килограммов, выведены в категорию "В". Свое буквенное обозначение получили даже троллейбусы - "Tb", трамваи - "Тm", мотоциклы, квадроциклы и мопеды – "А1".
Напомним, что владельцы скутеров и мокиков больше не смогут управлять этим транспортом без получения специальных водительских прав.
Сидеть смирно
О полномочиях сотрудников органов административной полиции подробно говорится в статье 23 "Права и обязанности должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере дорожного движения".
Так, должностные лица вправе отказать вам в регистрации авто или получении иной госуслуги, если за вами числится незакрытый административный штраф. С таким "хвостом" продать или купить авто вряд ли получится.
В этой же статье упоминается о запрете для водителя и его пассажиров покидать салон транспортного средства без разрешения сотрудника органов внутренних дел, если авто "тормознул" страж дорог.
Новичкам - дорогу
Отдельного внимания заслуживает и статья 88 "Обязательный технический осмотр".
Главным новшеством здесь стали преференции для новых автомобилей, которые эксплуатируются не более четырех лет и не используются в предпринимательской деятельности и в сфере пассажирских перевозок. Недавно президент Нурсултан Назарбаев предложил накинуть новичкам еще три свободных от техосмотра года. В законе эту норму прописать, по понятным причинам, не успели, но обещали рассмотреть предложение главы государства в следующем году.
Если ваш "железный конь" давно разменял четвертый год, то все остается по-прежнему – ездим к "автодиагностам" один раз год.
Перечислите всё, пожалуйста
Впервые в обновленном законе подробно расписали, за что же водителя может останавливать полицейский - в статье 52 "Основания остановки транспортного средства". Всего таких случаев - восемь. Сюда вошли: нарушение участниками дорожного движения ПДД, проверка документов и грузов, оперативно-профилактические мероприятия, регулирование дорожного движения. Надо отметить, что "стоп-список" получился таким емким, что у полицейских вряд ли теперь не найдется достойного ответа на распространенный вопрос "за что?"
Анастасия Куприянова