Содержание радиактивного трития в одном из притоков Иртыша превышает норму в 100 раз
В водах реки Шаган — левобережном притоке Иртыша — «зашкаливает» содержание трития — радиоактивного изотопа водорода. Несколько лет ученые добиваются, чтобы земли побережья Шагана изъяли из народно-хозяйственного пользования. Пока безрезультатно.
- Радиоактивное загрязнение реки — результат ядерных взрывов на бывшем Семипалатинском ядерном полигоне, - сообщила заместитель директора департамента госсанэпиднадзора по Восточно-Казахстанской области Мадинет Турабаева. - Тритий попадает в Шаган с подземными водами.
Река протекает вдоль границы полигона. Впервые тритий в Шагане обнаружен в 2006 году. Позже было проведено комплексное исследование. Установлено, что «радиоактивный хвост» тянется примерно на 20 километров.
- В воде тритий превышает ПДК в 100 раз. Месяц от месяца, год от года эти данные варьируются, - проинформировал директор Института радиационной безопасности и экологии Национального ядерного центра РК Сергей Лукашенко. - Это зависит от сезона, режима подземных вод. К примеру, в два предыдущих года содержание трития превысило предельно допустимую концентрацию всего в десять раз, в 2009 году - в сто раз.
- Каким-то образом можно предотвратить или уменьшить загрязнение Шагана тритием?
- Практически нет. В этом случае нужно перекрывать канал поступления подземных вод. Такие методы есть, но они очень дорогостоящие, - пояснил Сергей Лукашенко.
Судя по всему, о применении этих методов в регионе можно только мечтать. Экологи несколько лет не предпринимают никаких мер - финансово менее затратных, чтобы предотвратить доступ населения к реке. К примеру, установить водоохранную зону.
- Близ реки ниже источника загрязнения расположены в основном зимовки, - продолжил Сергей Лукашенко. - Они, в общем-то, находятся на безопасном удалении от русла Шагана. И для питья люди воду из реки не используют — она по своим природным параметрам непригодна для этого — очень соленая. Проблема в другом — воду пьет скот. Животные пасутся на «зараженных» участках. А отсюда — повышенные концентрации трития в молоке и другой сельхозпродукции. Такие факты у нас есть. Проблема неглобальная, однако решать ее нужно. Но пока нет законных оснований не подпускать людей к зараженному участку реки.
Четыре года ученые Института радиационной безопасности и экологии добиваются, чтобы прилегающие к Шагану пять квадратных километров земли изъяли из народно-хозяйственного пользования и придали им статус земель запаса. Однако поддержки со стороны уполномоченных органов нет.
Между тем, сообщили санитарные врачи, попадание трития в любой форме в организм представляет потенциальную угрозу. И зараженная вода гораздо опаснее, чем газообразный тритий.