Цена на уголь в ВКО не должна повышаться
21 ноября в акимате области собрались представители угледобывающей компании, участники бирж и руководство угольных тупиков, чтобы заключить соглашение об обеспечении стабильных цен, передает корреспондент YK-news.kz.
На сегодняшний день разница в оплате за уголь для населения составляет до пяти тысяч тенге. В Семее за тонну дают 7400 тенге, в Усть-Каменогорске — уже 8800 тенге. А средняя цена по области составляет до 12 тысяч тенге за тонну. Это притом, что разрез «Каражыра» поставляет топливо по 3350 - 4500 тенге. Повышение цены происходит на бирже, а дальше свои накрутки делают частные перевозчики.
— Сегодня подписан меморандум, — сообщил заместитель акима Восточно-Казахстанской области Серик Актанов. — Разрез «Каражыра» поставляет нам порядка 1 миллиона 100 тонн коммунально-бытового угля на сезон 2018 - 2019 года по апрель включительно. Сейчас мы уже получили порядка 88 процентов, за это спасибо руководству разреза. Другое дело, что есть у нас железнодорожные тупики на станциях. Это крупные услугодатели «ВЭУС» и «Сейком» в Усть-Каменогорске и «Жигер» в Семее. Мы включили их в меморандум, чтобы они тоже не повышали цену за каждую тонну угля, которая будет отгружаться. Будем контролировать, чтобы частные перевозчики, получающие уголь на тупиках, не завышали цену.
Проблемы со снабжением и ажиотажный спрос на топливо в этом году руководство угледобывающей компании связывает с тем, что население, напуганное информацией о предстоящей суровой зиме, начало приобретать его загодя и впрок. К тому же, разрезу катастрофически не хватает вагонов, чтобы отгружать положенное количество угля. В то же время, добываемого топлива вполне достаточно, чтобы обеспечить всех потребителей.
— Восточно-Казахстанская область на сегодняшний день получила угля больше на 104 тонны. А не хватает его, потому что заявленные вагоны не в полном объёме поступают, — сообщил генеральный директор АО «Каражыра» Маргулан Макишев. — Мы заявили на ноябрь 412 вагонов, нам обеспечили 330. При наличии вагонов спрос мы удовлетворим. Уголь в наличии имеется.
По итогам подписанного соглашения, по словам руководства разреза, цена должна понизиться на 500 тенге за тонну и составлять не более 8300 тенге.
— Мы цену не увеличиваем, а акимат будет разговаривать с трейдерами, которые сегодня подписали меморандум, — заключил Маргулан Акишев.
Много нареканий у людей вызывает качество топлива. Руководство разреза подтвердило, что порода, которую принимают в тупиках, будет заменяться на качественный уголь.
— Это налаженная система, здесь вопросов нет, — заявил Маргулан Макишев. — Просто увеличение добычи на миллион тонн даёт потерю в качестве.
Болезненный для населения вопрос обеспеченности социальным углём, к сожалению, нынешнее соглашение не решает. Заместитель акима сообщил, что из 35 тысяч тонн льготного топлива, получено 30 тысяч тонн.
— Ежегодно по поручению главы государства мы подписываем меморандум о поставке 35 - 40 тысяч тонн социального угля, — доложил генеральный директор АО «Каражыра». — В 2018 году было соглашение на 35 тысяч тонн. На сегодняшний день весь этот уголь отгружен и доставлен всем людям, которые в нём нуждались. Наша инициатива была, чтобы его забирали в летние месяцы, потому что зимой грузопоток идёт большой, пропускная способность не позволяет.
Ответственность за то, что многие люди, имеющие право на получение социального топлива, его не дождались, собравшиеся возложили на тех, кто неправильно составил списки нуждающихся.
— 5 ноября мы выдали весь объем социального угля, — заявил директор ТОО «ВЭУС» Иван Тимофеев. — Это надо обращаться в КМС. Как они создают списки? Нужно было их изначально пересматривать. Есть люди, которые не должны были получать, а получили.
Ирина Плотников