Школы не укладываются по программам при пятидневке — Сагадиев
Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев на парламентских слушаниях о проблемах системы среднего образования в Сенате рассказал о новой методике обучения казахскому языку для русских школ, сообщает Informburo.kz.
"Мы отходим от привычного изучения грамматики в сторону большего применения коммуникативных навыков. Перевод текстов и механическая зубрёжка правил не являются больше самоцелью. Главное, чтобы дети как можно быстрее начали говорить на казахском. Новые учебники для 1, 2, 5 и 7 классов уже разработаны со словарными минимумами и с учётом этих требований", — сказал Сагадиев.
Министр напомнил, что с 1 сентября 2019 года в 10-11 классах планируется преподавание четырёх предметов на английском языке. Подготовка кадров началась в прошлом году.
"В этом году начался масштабный пилотный проект с участием более полутора тысяч учителей-предметников. Они в течение этого учебного года начинают преподавать на английском языке. Учебники для них готовы, доставлены или будут доставляться в ближайшее время. Важной работой этого года является понимание всех аспектов и трудностей перехода: что происходит с качеством преподавания, как будут воспринимать родители, дети и сами учителя", — отметил он.
Сагадиев пояснил, что весь этот год министерство будет мониторить этот пилотный проект и при необходимости внесёт коррективы в график перехода.
"Мы прекрасно понимаем всю ответственность перед населением, перед депутатами за то, что мы делаем в министерстве. В следующем году мы планируем довести количество учителей-предметников, уже преподающих на английском, до пяти тысяч, чтобы в 2019 году переход осуществить как можно плавнее. Но если не будет получаться, мы обязательно внесём коррективы", — сказал Ерлан Сагадиев.
Он отметил, что в этом году нет кардинальных преобразований в системе среднего образования, а самое главное направление в 2019-м — внедрение нулевого класса.
"Нулевой класс будет начинаться с возраста пяти лет. Букварь будет в нём базовым учебником. Мы апробировали этот учебник", — сообщил Сагадиев.
Министр прокомментировал обновлённое содержание учебников, по которым в этом году обучаются 2, 5, 7 классы. По его словам, в рамках нового содержания образования поменялся подход к учебникам, так как поменялась парадигма подхода к самому учебному процессу. Новые учебники ориентированы на достижения не только предметных знаний.
"В чём суть обновлённого содержания образования? Не только знать, но и уметь использовать в жизненных ситуациях приобретённые знания. Конечно, в странах ЕС они эту обновлённую систему прошли, и у них есть единая система оценок. Она называется PISA. (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. – Авт.). Казахстан со следующего года будет принимать в ней участие четвёртый раз. По итогам PISA-2015 наши ученики заняли 50-55-е место. А те, которые учились по обновлённому содержанию в НИШ, в Южной Корее, школах Сингапура, этому рейтингу они соответствуют. Поэтому апробированная программа этих школ предлагается школам общего среднего образования. Мы 10 лет проводим подготовительную работу", — сказал министр.
Он также отметил трудности, с которыми столкнулась система образования при переходе на пятидневку.
"85% с 1 по 11 класс перешли на пятидневное обучение — где-то 300 гимназий и лицеев. У них в один день до восьми предметов, потому что они не могут в пять дней уложиться. И поэтому в гимназиях на факультативные уроки согласны сами родители. С 45 до 40 минут сократили время уроков. Но есть у нас ещё трёхсменные школы, мы хотим сократить количество трёхсменных школ", — заключил Ерлан Сагадиев.
Сагадиев на парламентских слушаниях объяснил, зачем в учебники русского языка была включена лингвистическая сказка Людмилы Петрушевской.
"По поручению Президента мы заставляем ребёнка думать обо всём, даже о языке, на котором он говорит, иначе мы не сможем выбраться с 55-го места, на котором находимся. Поэтому всегда будут недовольные, в прошлом году они тоже были. Но мы не можем позволить им заставить 18 млн человек годами топтаться на месте, как, к сожалению, происходило в системе образования", — считает министр.