Электронный журнал "Күнделік" — удобное новшество или тяжкая обуза?
В современной казахстанской школе уходят в прошлое ученические дневники. Вместо них повсеместно внедряется электронный журнал "Күнделік". Отношение к нему в обществе пока неоднозначное. А недавно в негативном ключе высказались об этой системе даже в Мажилисе Парламента РК. Почему сегодня некоторые учителя считают этот журнал источником проблем, а не средством, созданным им в помощь? Есть ли преимущества у электронного дневника перед бумажным? С какими проблемами сталкиваются педагоги и родители, разбирался корреспондент YK-news.kz.
"Ни черта не работает?"
Система электронных журналов "Күнделік" внедряется в казахстанских школах, подключённых к интернету, на основании приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан от 29 августа 2016 года. По замыслу МОН РК она должна заменить в школах бумажную отчётность.
Воспользоваться электронным дневником могут и ученики, и родители, и учителя. Просто у них разные права при доступе. Дневник даёт возможность оперативно получать информацию о домашних заданиях и оценках ребёнка. Отдельная платная опция позволяет отслеживать динамику успешности учащегося относительно класса. Есть собственная социальная сеть, где ученики защищены от вредоносного влияния извне.
Однако идея столкнулась со скептическим отношением со стороны немалой части казахстанцев. И разработчики считают, что этот негатив на совести журналистов.
— Некоторые СМИ распространили информационные материалы, целью которых было, возможно, опорочить деловую репутацию компании "Күнделік", — заявляет руководство ТОО "Күнделік (Kundelik)" на сайте в разделе "Ответы на вопросы родителей".
Но отрицательную оценку внедряемому новшеству внезапно дали в середине февраля 2019 года и в Парламенте РК.
— Бич нашего времени — это уровень воспитанности наших детей, их агрессивное отношение ко всему, — высказала свое мнение вице-спикер Мажилиса Гульмира Исимбаева. — Учителя должны заниматься с ними, но при всей нагрузке дай бог им справиться хотя бы с тем Kundelik, который вы им навязали, да еще и на платной основе. Это ни черта не работает. Им не до детей.
Действительно ли электронный дневник бесполезен для наших школьников или всё нынешнее недовольство связано с проблемами не до конца отлаженной системы? На эти вопросы мы попросили ответить тех, кто ежедневно имеет с ним дело.
Родители: два дневника лучше одного
Удобство и оперативность получения информации — преимущества Күнделіка, которые видят папы и мамы учеников.
— В принципе, мне система нравится, — делится мнением мама усть-каменогорского пятиклассника. — Можно отследить, как ребёнок занимается. Грамотные учителя пишут пожелания, предложения, комментарии, что нам подтянуть. Но основная масса педагогов этим, увы, не занимается. Думаю, что это даже не система, а человеческий фактор. Потому что записей нет ни в бумажном дневнике, ни в Күнделіке.
Наша собеседница признаёт, что к электронному журналу она уже привыкла и предпочитает его бумажному. Но видит в нём и другую сторону.
— Если не будет бумажных дневников, дети вообще писать разучатся, — считает родительница. — Дневник — это хоть какой-то стимул для них: заполнить его, вести, следить за своими оценками. А так кто контролирует успеваемость? Родители ходят в этот Күнделік, а не дети. В идеале надо в школе сохранять и то и другое. Для развития детей бумажный дневник должен оставаться.
Не нравится родителям и то, что некоторые удобные опции стали платными. Ещё недавно они могли отслеживать успеваемость своего чада в сравнении с общей динамикой класса. Однако оказалось, что такая возможность была бесплатной только в тестовом режиме. Теперь она стоит денег.
Учителя: система стоит на наших костях
На сегодня среди педагогов существуют разные мнения о цифровом новшестве. Главным образом их не устраивает, что ведение электронного журнала сопряжено с лишними расходами и нагрузками.
— В моем кабинете нет интернета, — рассказывает учитель истории одной из школ Усть-Каменогорска. — Приходится предварительно распечатывать списки классов на четверть, а у меня их 22. На уроке оценки выставляю туда и отмечаю отсутствующих, затем дома переношу с листов в Күнделік. По календарно-тематическому плану вносим все темы уроков в систему на четверть вперед, на это много времени уходит. К тому же классных руководителей заставляют распечатывать журнал за четверть, а это пачка бумаги. Причем распечатать в нашей школе можно только в библиотеке.
С другой стороны, педагоги находят в электронном дневнике и несомненные преимущества.
— В пользовании он мне нравится, — замечает преподаватель литературы из другой школы. — Я могу наблюдать динамику успеваемости ученика не только по своему предмету, но и в разрезе других дисциплин. Сразу видно, был ли ребёнок в школе на других уроках. Заполнять сложновато, но оценку Күнделік сам считает. Ещё немаловажно, что в нём нет грязи. Заполнение бумажного журнала всегда от этого страдало. Поставили плохую оценку — ученик пришёл, пересдал материал, а исправлять было нельзя. И человеческий фактор играл роль: ошибся учитель, внёс не в ту клеточку — его за это накажут. Здесь с этим проще, можно оценку перенести, исправить. Сейчас, конечно, нас загрузили тем, что надо всё календарное планирование на четверть забивать в базу. Этим возмущаются. Но это то же самое, что мы записывали раньше в бумажных журналах.
Оба наших собеседника сходятся во мнении, что в настоящее время электронный дневник не доработан. Существующие проблемы устраняются медленно.
— Если бы всё было чётко: сегодня садимся и заполняем то-то, — считает педагог. — А то начинается: "Ребята, это не разработано, это не доделано. Это у вас слетело — вы его переделайте!" Такие вещи съедают время. Система не готова, а её запустили и повесили на нас. Сегодня она стоит, грубо говоря, на учительских костях. Апробировать её нужно было на каких-то пилотных школах, выявлять, что и где не работает, а не внедрять разом по всей республике.
Главной же проблемой, по мнению обоих учителей является то, что сайт часто дает сбой, виснет при большом наплыве посетителей в конце четверти.
Система сырая?
Наибольшее количество проблем и недоработок электронной системы видят те, кто по своим функциональным обязанностям должен обеспечивать ее работу в школе: завучи и технические специалисты. Они от Күнделіка тоже не всегда в восторге. Именно им приходится исправлять те огрехи, о которых простые учителя и родители учеников зачастую даже не подозревают.
— Есть плюсы, но в основном система сырая, — высказывает своё мнение завуч по информатизации одной из городских школ. — Создатели её, похоже, в школе не работают и особенности процесса не знают. Потребности обновлённой программы в нём мало учитываются.
В том, чтобы заносить учебные темы в базу на четверть вперёд, я не вижу проблемы. Это просто лень-матушка! На самом деле это достаточно удобно: ввёл в программу темы на год, а потом распределяешь их по расписанию. В целом система мне нравится. Когда её отладят, это будет хороший инструмент.
Сложности наш собеседник видит в том случае, когда расписание меняется. А происходит это нередко: есть праздники, бывает отмена занятий из-за морозов, карантина и т. д. Изменить же его в Күнделіке очень сложно.
— Если расписание опубликовано, а потом в процессе его пришлось менять, то придётся переписывать вручную каждую неделю, — комментирует специалист. — Сам черновик изменить уже нельзя. Если это сделать, то удаляется всё расписание — вместе с теми уроками, которые были проведены ранее. Неудобно редактировать и расписание звонков. А многие формы мы пока даже не знаем, как заполнять.
За полтора года работы информационная система "Күнделік" преподнесла пользователям несколько проблем:
- Осенью 2017 года произошёл сбой, из-за которого изменились итоговые четвертные оценки учеников. Специалисты связали этот факт с большим потоком пользователей на сайте. Восстановить данные помогло то, что оценки были продублированы в бумажных журналах. С этого года бумажные журналы полностью отменены.
- Случались проникновения в базу данных. Аватарки некоторых учеников одной из алматинских школ были заменены на порнокартинки. Причина — пароль и логин для входа учителя в систему попал в чужие руки.
- Заполнение Күнделіка оказалось сопряжено для учителей с дополнительными нагрузками. Днём система часто висит от наплыва посетителей, и они вынуждены заполнять её ночью. Доплата за такие сверхурочные работы для педагогов не предусмотрена.
- Родители иногда испытывают проблемы со входом в систему, им приходится менять логин и пароль.
За чей счёт банкет?
Самая свежая проблема, с которой столкнулись школы в работе с электронной системой, — это ежечетвертная печать данных на бумаге.
— Приказом министра образования установлено, что по итогам каждой четверти данные выгружаются из информационной системы, распечатываются, страницы прошнуровываются, пронумеровываются, заверяются подписью директора и печатью организации образования, — сообщает заместитель руководителя областного управления образования Асель Каербекова. — По результатам года выгружается и распечатывается Книга учёта и выдачи аттестатов об окончании основной средней школы.
Учителя, которых обязывают это делать, задают вопрос: на какие средства это будет осуществляться?
— Мы сейчас журналы чистим и готовим к распечатке, — рассказывает педагог. — А вот за чей счёт банкет, нам не сказали. У нас не звучало это на оперативке.
Управление образования поспешило успокоить людей: платить из своего кармана их не заставят.
— Руководство школы и отделов образования не вправе требовать от учителей расходования собственных средств на нужды школы, — поясняет Асель Каербекова. — В случае выявления подобных фактов учителя имеют право обратиться к руководству организации образования либо органов управления образованием.
Иными словами, школа должна обеспечить распечатку из собственных средств, полученных в соответствии с составленной ранее бюджетной заявкой. Но была ли учтена эта статья расходов при составлении бюджетной заявки? Дать ответ на этот вопрос нам пока никто не смог. А главное, как выясняется, эти расходы не имеют смысла.
— По приказу требуется распечатывать журнал каждую четверть, — поясняет завуч по информатизации. — Но изначально предполагалось, что это надо делать только в конце года. Поэтому сейчас это просто не работает. Программа устроена так, и если распечатывать каждую четверть, то половина информации теряется. Журнал получается полупустой. А переформатировать его вручную — извините! Там в среднем 145 страниц на один класс.
В общем, хотели как лучше. А получилось ли?
Ирина Плотникова