Казахи из Монголии сохраняют древнее искусство охоты с беркутами
Монголия привезла на V Международный фестиваль «Шығыс Салбурыны» команду из десяти человек. Правда, беркутчи из них только пятеро. Остальные — тренеры и судьи.
Кенжебек и Алпамыс — самые опытные беркутчи в монгольской команде. Кенжебек охотится с ловчими птицами уже 20 лет. У его коллеги стаж немногим меньше — 16 лет. Буквально неделю назад оба участвовали в Чемпионате Азии, где Кенжебек и его птица стали призёрами. О заслугах своих спортсменов с удовольствием рассказал руководитель монгольской делегации — директор Федерации беркутчи Монголии Бекжан Казбекулы.
При знакомстве с гостями из этой центральноазиатской страны бросается в глаза то, что у всех делегатов казахские имена. Общение также происходило на казахском языке. Дело в том, что традиции охоты с беркутами в Монголии — чисто казахские. Сами монголы исторически были великими мастерами коневодства, отличными лучниками и знатоками псовой охоты. Но вот охота с ловчими птицами прижилась у них примерно полтора века назад, когда в Западную Монголию прикочевали казахи. Сегодня эта традиция сохраняется в Монголии именно как культурное наследие казахского меньшинства.
Для самих казахов культура беркутчи восходит вглубь веков — во времена древних тюрок, которые господствовали на просторах Центральной Азии с VI по Х века. Будущих пернатых охотников добывали из гнёзд в скалах ещё птенцами, растили в заботе, подолгу носили на руке, чтобы между птицей и хозяином установился тесный эмоциональный контакт. Грозный на вид беркут оказывается очень привязчивой птицей. Без своего беркутчи, без его руки и голоса он может сильно скучать. При этом он не терпит суеты и грубости. Это птица гордая, умная и вспыльчивая. Казахи всегда считали беркута символом свободы, мужества и достоинства.
Ирина Плотникова
Фото автора