Командир «Ми-8»: важно научиться «понимать» горы
У командира воздушного судна «Ми-8» «Казавиаспас» МЧС РК Ержана Базарова за плечами 5800 летных часов, а значит, есть о чем рассказать и раскрыть секреты профессии.
— Все началось в 1976 году, когда я еще учился в школе, — вспоминает пилот. — Классный руководитель подарил мне книгу о летчике Гарнаеве, освоившем восемнадцать типов воздушных судов. Прочитав книгу, я навсегда избрал свой путь.
Ержан окончил Кременчугское вертолетное училище и полностью посвятил себя небу. Пришел в «Казавиаспас» и стал пилотом МЧС. На счету вертолетчика Базарова участие в тушении крупных природных пожаров в Костанайской области, области Абай, участие в эвакуации граждан в сложный паводковый период 2024 года.
— Это те ситуации, когда мы с коллегами получили колоссальный опыт, хотя это были страшные природные катаклизмы, и приходилось учиться на ходу, постигая навыки в экстремально сложных условиях работы, — рассуждает Ержан Базаров. — Интересно, но непросто работать в высокогорье при проведении поисковых работ, эвакуации граждан. Горы могут «открываться» и «закрываться», — тут важно научиться понимать их. Обязательно соблюдать технику безопасности и уметь принять правильное решение в экстренной ситуации.
В летном экипаже есть второй пилот, борт-механик, инженер по приборам и инженер по двигателям. Команда — это одно целое.
— Никогда не принимаю решений, не узнав точку зрения каждого, особенно в сложной обстановке, — отмечает Ержан. — У каждого своя задача, но результат должен быть всегда. Начинающим молодым ребятам я желаю всегда преодолевать препятствия, уметь находить силы, чтобы справляться с трудностями, идти вперед. Чтобы быть успешными в этой благородной профессии, надо быть ее фанатом, дышать небом и обожать технику, на которой приходишь людям на помощь. У меня есть традиция, чтобы полет был удачным я обхожу вертолет и поглаживаю его, чтобы все сложилось.