Шашки как способ личностного развития и увеличения самооценки

22 апреля 2024, 9:22
Сейчас читают:
Шашки как способ личностного развития и увеличения самооценки Шашки как способ личностного развития и увеличения самооценки
Шашки как способ личностного развития и увеличения самооценки
Фото Ольга Юрьева

Инклюзивное образование позволяет обеспечить условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Практико-ориентированный проект "Волшебный мир шашек" для учащихся комплекса школы-детского сада № 14 реализует КГУ "Восточно-Казахстанская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих граждан".

Проект "Волшебный мир шашек" востребован, актуален и практико-ориентирован, благодаря ему слабовидящие дети получают необходимый и очень ценный навык, способствующий адаптации и социализации их в обществе.

— Наша организация функционирует как детский сад с 1982 года, а в 1997 году она была преобразована в школу-детский сад, — поясняет руководитель комплекса школа-детский сад № 14 Динара Тусупова. — В настоящее время комплекс посещают 143 слабовидящих ребенка, из которых 67 — дети начальной школы. С 2022 года совместно с Восточно-Казахстанской областной специальной библиотекой для незрячих и слабовидящих граждан мы реализуем проект "Волшебный мир шашек", в котором задействованы дети треть­их – четвертых классов. Проект, направленный на обучение и формирование навыков игре в шашки, способствует развитию внимания, логического мышления и диалоговой речи. Надеемся и на дальнейшее сотрудничество с библиотекой.

Гульбану Кузекпаева, тифлопедагог областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан, владеющая азбукой Луи Брайля, в рамках проекта провела открытое занятие "Путешествие по шашечной доске" по обучению игре в шашки для детей с нарушением зрения.

— Для обучения нами используются специальные адаптированные доски, — продемонстрировала Гульбану Кузекпаева. — Белые поля на шашечной доске приподняты по отношению к черным так, что каждая шашка находится как бы в ячейке. Это позволяет свободно обследовать положение шашек на доске, не боясь их сдвинуть. Белые шашки от черных отличаются на ощупь. Таким образом, шашки позволяют детям с нарушением зрения играть с любым партнером.

Обучение по освоению навыков игры в шашки начинается с разминочных упражнений на слух и осязание. После разминки дети вспомнили основные правила игры в шашки.

На сегодняшнем занятии дети изучили новую тему урока "Путешествие по шашечной доске". Специалист рассказала детям о правильном размещении шашек на доске, о том, какие бывают основные линии шашечной доски, их отличия и о правилах ведения записи шашечной партии. В завершение новой "шашечной" темы дети закрепили ее на практике в парных играх. Повторение прошло в виде игровых викторин и игр.

По словам Гульбану Кузекпаевой, благодаря данному проекту учащиеся не только получают необходимый и очень ценный навык, способствующий общению и развитию умственных способностей, но и отвлекаются от гаджетов, сохраняя при этом свое зрение.

— Многолетнее сотрудничество с КГУ "Комплекс школа-детский сад № 14 для слабовидящих детей", где ребята разного возраста проходят лечение и реабилитацию глазных заболеваний, переросло от разовых мероприятий в практико-ориентированный долго­срочный проект "Волшебный мир шашек" — неслучайно, — подчеркнула заведующая сектором обслуживания библиотеки Елена Дементь­ева. — Шашки — это безопасный вид спорта для слабовидящих и незрячих детей. Цель проекта — развитие интеллектуальных возможностей, коммуникативных и нравственно-этических качеств незрячих и слабовидящих детей, адаптация и социализация их в обществе посредством игры в шашки. А главные задачи проекта — не только научить детей играть в настольную игру "Шашки", соблюдая правила и ход игры, но также способствовать развитию их логического мышления, смекалки, сообразительности, памяти, воображения, реакции и умения мыслить абстрактно. Мы хотим познакомить детей с деятельностью библиотеки, привлечь их к активному участию в массовых мероприятиях. 

Кстати, в шашки наравне играют как зрячие, так и слабовидящие и слепые дети. Игра как раз помогает ребятам с проблемами зрения найти друзей.

— Известно, что основа инклюзивного образования — исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности, — отметила Елена Дементь­ева. — Именно соревновательный характер игры способствует развитию у дошкольников стремления к успеху и победе, умений преодолевать возникающие трудности и проигрывать, а также уважать противника и играть по единым правилам. В игре ребята учатся принимать решения, безболезненно проигрывать, анализировать свои ошибки, искренне радоваться за товарищей. А умение просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, брать ответственность — качества, которые очень пригодятся и во взрослой жизни.

Ребята с нетерпением ожидают каждую встречу с библиотекарем, чтобы овладеть мастерством игры в шашки. Вначале им предлагаются разминка, несколько комбинаций, а затем начинаются сами соревнования. Дополнительно к обучению игре в шашки для развития моторики рук и чувствительности пальцев библиотекарь использует разные формы тактильных фигур (животные, овощи и фрукты, геометрические и др.), рисунки, мозаику.

Но внедрением проекта по шашкам специалисты библиотеки не ограничиваются, а проводят тематические мероприятия, посвященные различным праздникам. Дети, участвуя во многих библиотечных мероприятиях, знакомятся с особым шрифтом Луи Брайля, расширяют свой мир познаний и просто общаются между собой.  

Ольга Юрьева

Также читайте