Сотрудник природного парка: я — ботаник, и это прекрасно!

1 декабря 2024, 11:35
Сейчас читают:
Сотрудник природного парка: я — ботаник, и это прекрасно! Сотрудник природного парка: я — ботаник, и это прекрасно!
Сотрудник природного парка: я — ботаник, и это прекрасно!

У 36-летнего Глеба Болботова редкая профессия и интересная работа. Он ученый, агроном-биолог, ботаник. Последние пять лет работает в Катон-Карагайском государственном национальном природном парке. У Глеба и в кабинете, и дома всегда под рукой микроскоп, фотоаппарат, несколько книг-определителей, высушенные и заспиртованные образцы растений и насекомых. Всё это необходимо в работе зимой. А в теплое время года экспедиции по самым невероятным местам Восточного Казахстана.

— Сегодня выпускники школ редко выбирают своей будущей профессией биологию. А зря, интереснейшая наука! — уверен Глеб. — Мне биология нравилась с детства. В школе были прекрасные педагоги, дополнительно ходил на занятия в экобиоцентр. Мне нравилось наблюдать, как произрастают растения. После школы я поступил в российский вуз на агронома, магистратуру окончил по ботанике. Думаю, что сделал правильный выбор. Мне нравится моя работа. То есть я — профессиональный ботаник, и это прекрасно!

После получения дипломов Глеб вернулся в родной Усть-Каменогорск. Говорит, что у нас в Казахстане для биологов раздолье: очень много еще не изученных моментов. Главная сложность дороги, до некоторых мест добраться можно только верхом на коне или пешком. Поэтому работать сложно и интересно одновременно.

— Когда пять лет назад меня пригласили в отдел науки, экологического мониторинга и информации Катон-Карагайского нацпарка, я понимал, что в теплое время года это будет совсем не кабинетная работа, — рассказывает Глеб. — Я знал, что будут выезды в отдаленные места, многодневные маршруты. Но для мне это привычно, я и с друзьями часто отправляюсь в «непопсовые», малоизвестные локации области. Поэтому с радостью согласился на работу «в полях».

Сейчас Глеб Болботов старший научный сотрудник Катон-Карагайского государственного национального природного парка.

Ученые-орнитологи работают с птицами круглый год. А вот у ботаников всё иначе. Зимой невозможно собирать материал по растениям, поэтому полевые выезды на природу случаются редко. Зима это время для разбора накопившейся информации, время исследований.

На рабочем месте у Глеба есть все необходимое микроскоп, фотоаппарат, несколько книг-определителей, высушенные и заспиртованные образцы растений и насекомых.

— Только ПЦР-лаборатории для полного счастья не хватает, — шутит Глеб. — И еще иногда не хватает времени. Когда нужно сдавать отчеты и обрабатывать большое количество данных — сидеть за компьютером приходится допоздна. Но это обязательная часть научной работы.

Сапожник без сапог это не про Глеба. Он ботаник с собственноручно выращенной зеленью.

— У меня дома своя коллекция фикусов и представителей семейства Ароидных. Названия указывать бессмысленно, там трехэтажные латинские обозначения, — улыбается собеседник. — Выращивание и уход за растениями — это часть профессии и в то же время хобби. Я с увлечением «ушел» в науку. Чувствую, что это мое.

Работа в Нацпарке дает уникальную возможность увидеть, как и где растут очень редкие растения. Например, в прошлом году летние экспедиции по территории нацпарка принесли неожиданные результаты, а именно новые виды растений, ранее не зафиксированные на территории Казахстана. Нынешним летом были экспедиции на Зайсан и Алаколь, там ученому удалось встретить новые для региона и страны виды бабочек.

— Наш отдел не ограничивается только территорией Катон-Карагайского нацпарка, мы работаем по всему Восточному Казахстану, — поясняет Глеб. — Удается побывать в самых разных местах. А вообще одно из самых интересных и труднодоступных мест ВКО — Ушкурмынкер. Это стык трех хребтов на границе с Китаем, не слышали? И неудивительно, ведь обычному туристу въезд туда закрыт, это пограничная полоса. Мы оформляли туда специальные пропуска. И ехали летом на зимних цепях: по-другому добраться невозможно.

В теплый период года у ученых нацпарка бывает в среднем две – три крупные экспедиции (на 10 – 15 дней каждая). И несколько небольших поездок на два – три дня. Это очень насыщенные и непредсказуемые поездки.

— В экспедиции по ВКО нельзя отправляться без фотоаппарата и… юмора, — рассказывает Глеб. — Камера нужна для фиксации всего важного и красивого на маршруте, юмор — чтобы справляться с трудностями. Представьте, что вы третий день подряд идете пешком, а на улице — нескончаемый дождь, грязь… В носу свербит. Ноги мокрые. Тут как раз на помощь приходит юмор — начинаем с коллегами шутить, иногда друг над другом. И вот уже кажется, что и погода не такая ужасная... Вообще, когда составляю маршрут экспедиции — всегда рисую в голове самые пессимистические сценарии. И потом радуюсь, если на деле всё оказалось не так плохо, как могло бы быть. Если дождь лил не все 15 дней похода — это уже счастье.

Экспедиционный день начинается по-разному, в зависимости от поставленных задач. Это может быть три утра - для съемки животных и птиц.

— Для сбора растений нужно дождаться просыхания росы — соответственно, можно идти изучать местность, готовить завтрак, фотографировать, — делится Глеб.

В рабочей экспедиции передвижение происходит либо на машине, либо конным строем. Но если Глеб идет в пеший поход и параллельно собирает материал вес рюкзака может достигать 30 килограммов!

— С собой, как правило, ношу пробирки со спиртом разной концентрации, пинцеты, перчатки, пустые пластиковые контейнеры для образцов, немного газетной бумаги и салфетки. Также обязательно беру фотоаппарат и навигационные системы для записи передвижения или установки координат, — объясняет Глеб. — Вот так летом выглядят рабочие будни ботаника.

Даже в самых сложных экспедициях, в самую отвратительную погоду, когда приходилось топтать болотистую тундру, Глеб ни минуты не жалел о выбранной профессии:

— Когда я работаю «в полях», бывает много потрясающих моментов. Подняться на вершину горы (все, кто хоть раз в жизни покорял горы, меня поймут). Увидеть невероятно красивый рассвет или закат. Найти редкое растение (счастье для ботаника!). Встретиться с медведем или другим диким животным (довольно привычное явление для сотрудников нацпарка). Увидеть, как на ночном небе пролетает комета (радость для всех любителей космоса). Кто после этого сможет назвать работу ботаника скучной?.. Вряд ли с другой профессией я бы смог работать в горах и увидел бы, как на ладони, стык границ четырех государств.

С плато Укок виден не только крайний восток всего Казахстана, но и близлежащие границы других государств. На фото виден величественный Найрамдал, расположенный в Монголии и Китае (4374 м).

Ирина Краскова
Фото Instagram.com/avustfel

Также читайте