Строители моста через Бухтарминское водохранилище: «Уникального в работе было много»
В первых числах августа районы Курчумский и Самар связал мостовой переход. Что было самым сложным при постройке самого длинного в стране моста? Что делается сейчас и что ещё предстоит сделать? Может ли Курчумский мост «поехать» раньше срока? Корреспондент YK-news.kz побывал на стройке, чтобы узнать ответы на эти вопросы.
Увидеть строящийся Курчумский мост в первый раз нашему корреспонденту довелось в последних числах декабря 2023 года. Тогда машина с журналистами пересекла Бухтарминское водохранилище по технологическому мосту, впервые связавшему берега рукотворного моря. На основном мостовом переходе в тот момент ещё не был закончен монтаж опор, а пролёты стояли ровно до фарватера.
Направляясь к Курчумскому мосту 9 августа, мы знали, что тремя днями ранее там произошло историческое событие — была установлена последняя балка между восьмой и девятой опорой. Отныне можно говорить о том, что берега соединены окончательно.
Разумеется, работы предстоит ещё немало. На последних из установленных пролётов проводятся монтаж дополнительных консольных балок и сварные работы.
— Пролётные строения уже смонтированы, вся опорная часть установлена, — комментирует начальник производственно-технического отдела Кулимхан Нуржанова. — Сейчас на пяти пролётах ведутся работы по устройству накладных плит.
Рабочий день у мостостроителей начинается в шесть утра. Здесь трудится одновременно до 200 человек. Каждый занят своим делом. На Самарской стороне мы увидели, как готовится дорожное полотно. Вначале укладывается арматурная сетка, которая в дальнейшем заливается бетоном. Застывшее бетонное покрытие выравнивают при помощи специальной машины. Затем ровная поверхность застилается гидроизоляционным материалом. Все швы тщательно проваривают, чтобы не допустить попадания влаги. Поверх гидроизоляции будет залит ещё один защитный слой бетона. И только затем можно будет приступать к асфальтированию. Сейчас уже полностью заасфальтированы восемь пролётов с Курчумской стороны.
В середине моста, на недавно уложенных пролётах наше внимание привлекли загадочные будочки. Одну из них на наших глазах устанавливал подъёмный кран. Оказалось, что эти будки предназначены для сварщиков. Сварка не терпит дождя или снега. При попадании воды в ней образуются микротрещины. Экспертиза при помощи лазерного оборудования выявит малейший дефект. И тогда всю работу придется переделывать. Ведь целостности переправы над водохранилищем ничто не должно угрожать.
При строительстве Курчумского моста нашим мостовикам пришлось освоить много такого, чего они никогда не делали ранее.
— Уникального в работе было много, — отмечает начальник участка Юрий Чанов. — В Усть-Каменогорске мы никогда не строили с временных мостов, всегда работали методом надвижки пролётов. Здесь у нас временный мост на всю протяжённость. По сути, два моста за это время построили. Сначала делали технологические площадки. Потом на них буровая машина заходила. Бурить приходилось до 40 метров в глубину, до твёрдого грунта. Внутри каждой сваи — бетон и арматура. Одна опора — это тысячи кубов бетона. С обеих сторон моста ещё будут волнорезы и ледорезы. Это защита не только ото льда. Если ночью какая-то баржа в темноте упрётся, ледорез её от опоры отведёт.
Одним из самых опасных врагов строителей постоянно была погода. Шквалы на Бухтарминском водохранилище срываются очень быстро. Поневоле пришлось научиться распознавать признаки надвигающегося шторма.
— Вот тучка подошла, наступило затишье, — рассказывает Юрий Чанов. — А мы знаем, что через 20 минут поднимется ветер. Все уже давно предупреждены. Как только угроза бури, работы сразу останавливаются. Снег, дождь, ветер пошёл — уходи в укрытие. Здесь равнина, ветер сильный, волна большая разгоняется.
Погода над водохранилищем может меняться несколько раз за сутки. Но даже она не может помешать стройке, которая вышла на финишную прямую.
На мосту будет двухполосное движение. При желании можно даже прогуляться с берега на берег пешком. С одной стороны сделают тротуар. Правда, едва ли на переправе окажется много пешеходов. Ведь населённые пункты расположены довольно далеко. Разве что рыбаки соберутся поудить с моста. Правда, леска понадобится длинная. Высота над уровнем воды составляет 18 метров.
Навигационный коридор пройдёт между центральными пролётами: два участка по 75 метров в ширину. Но пока навигация невозможна — мешает технологический мост. Кстати, с Курчумской стороны его уже начали разбирать. Экскаватор вычерпывает и загружает в кузов большегруза то, что совсем недавно было подъездной дорогой. Этот грунт укладывают поверх скальника, из которого сложен конус вокруг береговых опор. Дальше предстоит выдернуть надёжно забитые сваи. По словам начальника участка, это довольно трудно, но возможно. Демонтаж уже начался. Побуревшие от воды трубы, которые мы увидели на Курчумском берегу, совсем недавно держали технологический мост.
Пока мостовики завершают монтаж и укладку полотна на мостовом переходе, дорожники готовят подъездные пути. Со стороны района Самар их протяжённость составит 1,464 километра, с Курчумской стороны — 1,35 километра. Сейчас по обоим берегам полностью завершено обустройство дорожного основания из гравийно-песчаной смеси. От села Кулынжон в районе Самар к переправе ведёт 17-километровая дорога, которая уже частично заасфальтирована. В Курчумском районе также заканчивается соединение моста с основной автомобильной трассой.
Чтобы дорогу не задувало снегом, вдоль неё на протяжении 11 километров установлены снегозадерживающие щиты. А чтобы подъезды не размывало, под ними проложили в общей сложности 20 водопропускных труб: четыре — с Курчумской стороны и 16 — с Самарской. Вдоль дорожного полотна также будут устроены водоотводные лотки.
Недавно стройку посетил премьер-министр. Он распорядился открыть движение по мосту в октябре. Ранее предполагалось, что сдача состоится в последний месяц года. Похоже, что водителям этой зимой уже не придётся пересекать водохранилище по льду. А на следующее лето на берегу впервые не будет очереди на паром.
— Будем ездить с берега на берег безопасно и не торопясь, — комментирует Юрий Чанов. — Главное, это будет в любое время суток. Когда захотел, тогда и поехал.
Ирина Плотникова
Фото автора