В РК заработала обновлённая система учёта очередников на жильё
С 24 мая 2025 года изменилась система постановки на очередь для получения государственного жилья в Казахстане. Встать в очередь теперь могут все граждане, которые не имеют собственного жилья в течение последних пяти лет. Президент Республики Казахстан 22 ноября 2024 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики», передает Noks.kz.
Как сообщила директор Восточно-Казахстанского филиала АО «Отбасы банк» Назигуль Аккулова, с 24 мая 2025 года в Казахстане начинает функционировать информационная система «Центр обеспечения жилищем» на базе АО «Отбасы банк». Она расположена на портале orken.otbasybank.kz.
— Согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики», Отбасы банк преобразовали в национальный институт развития. Ему передали функции по постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье, — пояснила Назигуль Толешовна. — Таким образом, текущая база очередников из акиматов будет передана в Отбасы банк, централизованно осуществляющий учет, постановку и распределение жилья. Сразу уточню, что тем, кто сейчас уже стоит в очереди на жилье, волноваться не нужно. Все данные перейдут к нам автоматически. Нужно только проверить и актуализировать свои данные в системе eGov, а также убедиться в наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) и корректной регистрации мобильного номера. С 24 мая можно подавать онлайн-заявки на постановку в очередь на жилье, авторизовавшись на нашем портале.
Система автоматически проверит заявителя на соответствие установленным критериям. Претендовать на получение мер государственной поддержки могут:
- совершеннолетние граждане, не имеющие на праве собственности жилья в течение последних пяти лет;
- граждане, чье единственное жилье признано аварийным.
Таким образом, меры поддержки распространяются теперь не только на социально уязвимые категории граждан.
Процедура постановки на учет займет один рабочий день. Если заявитель прикладывает дополнительные документы, например, подтверждающие аварийное состояние жилья, срок рассмотрения увеличивается до трех рабочих дней. При подаче заявки в выходной день, рассмотрение начинается на следующий рабочий день.
Система интегрирована с 18 базами данных и при подаче заявления формирует цифровой портрет заявителя, включающий сведения о семейном положении, наличии недвижимости, уровне дохода, участии в социальных программах и т. д. Это позволит Отбасы банку предлагать подходящие формы господдержки: субсидии на аренду жилья (при низком уровне дохода) или льготную ипотеку (при более высоких доходах).
Как отметила Назигуль Аккулова, поддержка казахстанцев в решении жилищного вопроса не подразумевает предоставление им бесплатного жилья. Банк будет формировать цифровой портрет граждан, нуждающихся в жилье, и в зависимости от их социальной категории, дохода семьи станут предоставляться инструменты решения жилищного вопроса.
Ключевыми факторами распределения жилья будут являться дата постановки на учет и уровень доходов.
Не менее 70 процентов от общего объема жилья будет предоставлено гражданам, имеющим первоочередное право на решение жилищного вопроса в рамках господдержки:
- ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам, приравненным по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории других государств;
- детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
- многодетным матерям и многодетным семьям;
- семьям, имеющим или воспитывающим детей с инвалидностью;
- лицам с инвалидностью первой и второй группы;
- вдовам и вдовцам.
Назигуль Аккулова на брифинге рассказала и о способах оповещения граждан.
— Мы будем обзванивать всех, чья очередь на жилье подошла, поэтому важно, чтобы был указан актуальный номер телефона очередника, — подчеркнула Назигуль Толешовна. — Также оповещение придет в виде сообщения с номера 1414 и в «личный кабинет».
Специалист Общественного фонда по защите прав детей-сирот ВКО Луиза Миронова поинтересовалась, что произойдет, если очередь подойдет, но человек не получит уведомления из-за отсутствия связи? Ведь, как отметила она, среди детей-сирот, достигших совершеннолетия, есть те, у кого нет телефона и отсутствует регистрация. Как их найдут и оповестят?
— В течение 10 дней человеку будет направлено уведомление с номера 1414. В случае его недоступности будут предприняты попытки найти его через опекунов, местные органы исполнительной власти, участкового полицейского, — ответила Назигуль Аккулова. — Если же человека так и не удастся найти, его очередь передается следующему. При этом сам человек не исключается из очереди, а лишь переводится в разряд отложенных. Очень важно, чтобы организации, которые защищают права детей-сирот, помогли хотя бы первым 100 претендентам зарегистрировать номера мобильных телефонов и внести их в мобильную базу eGov. Это значительно упростило бы и ускорило процесс оповещения.
В заключение добавим, что новая система, кроме удобства, должна обеспечить более прозрачное и справедливое распределение жилья. Списки очередников и тех, кто получил жилье с государственной поддержкой, будут регулярно публиковаться на официальном сайте Отбасы банка.