В ВКО переправа на дороге в обход Осиновского перевала будет проходить на высоте 42 метров
Давно ожидаемая автомобилистами дорога в обход горных серпантинов близится к завершению. Дорожникам осталось достроить чуть более четырёх километров и возвести над ущельем мост. Эта работа завершится, ориентировочно, в 2025 году, передает YK-news.kz.
Новая дорога через Осиновский перевал будет немногим короче прежней. Осиновский перевал сегодня — это участок между 55 и 72 километрами республиканской трассы Усть-Каменогорск – Алтай – Улкен Нарын – Катон-Карагай – Рахмановские ключи. Спрямлённый участок, выходящий к селу Александровке, составит в общей сложности 12 километров 100 метров. Мы выгадаем всего порядка четырёх километров.
Дорогу через Осиновский перевал прокладывали перед Великой Отечественной войной методом «народной стройки». Крестьяне из колхозов Зыряновского района работали лопатами и кирками, без применения дорожной техники. Потому и получилась трасса, которая извивается узким серпантином по склону горы. К тому же состояние дорожного полотна на ней самое удручающее. В последние годы её даже не асфальтируют, просто срезают неровности в крутых дорожных петлях и засыпают ямы холодным фрезматериалом. Потому восточноказахстанцы и ждут с таким нетерпением новую дорогу, которая позволит обходить этот сложный и опасный участок.
Большая часть новой трассы на сегодня уже построена. Но впереди предстоит самое сложное — возведение переправы над пропастью.
Будущий мост на Осиновском перевале некоторые СМИ уже сегодня называют самым высоким в Казахстане. Представитель подрядной организации, занимающейся его строительством, эту информацию не подтвердил, но и не опроверг, сославшись на то, что не знает, какова высота остальных мостов в нашей стране. Но переправа и впрямь пройдёт на головокружительной высоте над пропастью.
— Самая высокая опора составит 42 метра, — рассказывает руководитель проекта ТОО «Kurylys Group RK» Ермек Алиев. — Мост будет упираться на косогоры, высота остальных опор пойдёт на уменьшение: 27 метров, 19 метров. Он расположен на вираже, будет уклон на одну сторону.
По словам руководителя проекта, сейчас ведутся подготовительные работы. Прежде чем приступать к литью опор, необходимо расчистить грунт до твёрдого скального основания, собрать опалубку. Для производства арматуры в Александровке появится завод. Там же поставят бетонно-растворный узел, который будет снабжать стройку необходимым раствором, выдавая около 500 кубометров бетона в сутки. По проекту при строительстве моста понадобится более 4,5 тысячи кубометров бетонных смесей. Чтобы обеспечить прочность таких высоких опор, заливка должна идти без остановок.
К сожалению, закончить дорогу, как обещали, в текущем году, уже не удастся. Одно только возведение моста займёт, по предварительным подсчётам, около десяти месяцев. За оставшийся тёплый период строители планируют залить опоры и надвинуть балки. Как пояснил Ермек Алиев, заливать монолит в холодное время года нежелательно. Это может сказаться на его прочности.
— До того, как мы заступили на работу, было уложено 2,5 километра асфальта со стороны 55 километра и примерно 5,7 километра со стороны Александровки, — поясняет Ермек Алиев. — Нам предстоит уложить в общей сложности вместе с мостом 4,4 километра. Со стороны Александровки до моста остаётся всего километр. Со стороны Усть-Каменогорска — примерно 3,4 километра.
Сейчас дорожники разбирают гору, которая отделяет их от места будущей переправы. Работы по устройству основного полотна они рассчитывают завершить в этом году.
Ирина Плотникова
Фото автора