В урочище Елеке Сазы полторы тысячи лет хоронили правителей кочевых народов

21 ноября 2021, 11:13
Сейчас читают:

"Елеке Сазы" для археологов в последние годы звучит не менее заманчиво, чем "Долина Царей" в Египте. В горах Тарбагатая, на высоте 1500 метров над уровнем моря находится более 350 древних захоронений. В 2016 году там начались раскопки, которые уже преподнесли несколько научных сенсаций. Широкой публике наиболее известна находка юноши в одеждах, буквально усыпанных золотом. Но мало кто знает, что по соседству с "сакским царевичем" располагается место упокоения невесты с далёкого Запада и одного из тюркских каганов.

Лучник и безрогий олень

Легенды о том, что на горном плато в серд­це Тарбагатая находятся усыпальницы царей, ходили среди местных жителей давно. А вот учёные поднялись в укромную долину только в XXI веке. В 2011 году археологическую разведку здесь производил сотрудник Института археологии имени Маргулана Ерден Оралбай. Он насчитал семь могильников, в которые входит в общей сложности 350 курганов. Особенность памятника Елеке Сазы состоит в том, что захоронения здесь делались от раннесакского времени (VIII - VII века до нашей эры) до древнетюркского (VIII - VII века нашей эры).

Первые раскопки в урочище в 2016 году провёл сам Ерден Оралбай. Он начал работы на могильнике, относящемся к раннему сакскому времени. Курган № 7 озадачил археологов своей архитектурой. Прокопав две траншеи с востока и юга, они наткнулись на каменный панцирь, под которым располагался слой грунта. На глубине примерно 20 сантиметров от древнего слоя почвы была обнаружена погребальная камера. Подобное устройство до сих пор не встречалось в ВКО. Оно характерно скорее для Семиречья. Это свидетельствует, что между жителями разных регионов страны в раннем железном веке были тесные культурные связи.

В могиле были найдены останки мужчины средних лет, очень высокого по тем временам. Его рост составлял 179 сантимет­ров. На костях древнего сака обнаружились просверленные отверстия, означавшие, что покойного пытались забальзамировать.

— Подобные отверстия находили на костях в курганах Береля и в могильнике Аксуат, — рассказывает Ерден Оралбай. — Дырочки являются следами инструмента, с помощью которого с костей снимали жир. Затем в них заливали некую жидкость для сохранения тела. Может быть, этот человек погиб вдалеке от места захоронения или останки сохраняли для проведения прощального ритуала. Пока что это самые ранние следы бальзамирования останков представителя сакских племён в этом регионе.

К сожалению, тело воина из кургана № 7, несмотря на бальзамировку, не сохранилось. Да и могила была вскрыта грабителями. И всё же ученым досталось немало золотых вещей, которые гробокопатели обронили или не сумели унести. Например, богато украшенный колчан со стрелами. Наконечники стрел были сделаны из бронзы и сохранили свою остроту, несмотря на то, что пролежали в земле две тысячи лет. Колчан был украшен шестью золотыми бляшками в "зверином стиле" – олени с подогнутыми ногами. Глаза животных – вставки из бирюзы. Но самое удивительное, что все олени были безрогими. До сих пор в ВКО находили изображения оленей с ветвистыми рогами. Среди археологов бытует мнение, что оленьи рога могли быть для саков олицетворением Мирового Древа, связывающего Небо и Землю. Что означают безрогие олешки из кургана № 7? Ерден Оралбай считает, что они отражают период мира и процветания. А может это изображение маленького сибирского оленя кабарги, у которого вовсе нет рогов?

"Царевич-Солнце"

Летом 2018 года на Елеке Сазы начала работу археологичес­кая экспедиция под руководством доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника Института археологии имени А. Маргулана Зейноллы Самашева. В кургане № 4 учёные обнаружили хорошо сохранившиеся останки сакского юноши примерно 18 лет. Журналисты тут же окрестили его "новым Золотым человеком". В могиле были найдены тысячи зёрнышек золотого бисера, когда-то украшавшие одежду покойного, золотые бляшки, изображавшие  пантер, архаров и оленей. На шею была надета витая шейная гривна — почти килограмм золота. Всего было собрано около 5000 штук всевозможных украшений.

Но археологи радуются не только обилию изделий из благородного металла. На сегодняшний день это второе захоронение древнего сака, попавшее в руки учёных нетронутым. И это несмотря на то, что гробокопатели проникли в курган и разграбили центральное захоронение. Молодого человека уберегло то, что он лежал в боковой нише далеко от центра сооружения. Возможно, в кургане лежал царь, а юноша был его сыном-наследником? Очевидно, что это не простой человек. Учёные считают, что золото "солнечный металл" должно было отражать особый статус погребённого. Кстати, золотые изделия из Елеке Сазы во многом уникальны. Они сделаны в "зверином стиле", но отличаются от всего, что находили у нас до сих пор.

— До этого, конечно, были выдающиеся открытия, — комментирует руководитель экспедиции Зейнолла Самашев. — Но все они происходят из разграбленных курганов. Значение этого памятника заключается именно в том, что это нетронутое погребение. Что позволяет нам решать ряд научных задач. Есть возможность реконструировать костюм и внешний облик носителя этой культуры, поскольку костные останки хорошо сохранились. Будем выделять ДНК и получать соответствующую информацию, которая важна для историчес­ких реконструкций: что было 2 800 лет назад. Какие народы жили? В каких условиях? Уровень культуры, производства, экономики. Все эти вопросы позволяют решать именно такие целостные захоронения.

Скелет вырезали вмес­те с большим блоком грунта и вывезли для исследования в Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей. В специально развёрнутой в музее лаборатории над ним кропотливо трудились археологи, антропологи, реставраторы. Костюм юного лучника реконструировали менее чем за год. Благодаря тому, что погребение осталось нетронутым, учёные сумели воссоздать по следам войлочного тлена в том числе и форму головного убора. Обладателей таких уборов греки называли "саками-тиграхауда" "носящими островерхие шапки".

По костям черепа восстановили также черты лица. Как и зрелый мужчина из кургана № 7, юноша был подвергнут бальзамировке. Каким был её процесс и почему тело всё же не сохранилось так же хорошо, как в Берельских курганах? Возможно, потому, что при захоронении не удалось создать условия вечной мерзлоты?

"Мадонна" и невеста из дальнего края

Площадь некрополя на горном плато превышает 25 квадратных километ­ров. Археологи, активно работающие в урочище четвёртый год, вскрывают не только царские курганы, но и захоронения простых людей. Самой трогательной находкой стала могила, найденная в 2019 году.

— На каменной подушке покоится женщина, — комментирует участник экспедиции, кандидат исторических наук Гани Омаров. — В её объятиях — ребёнок. Она прижала его к сердцу. Сохранились органичес­кие остатки, которые будут тщательно исследованы. В хорошем состоянии и черепные кости, так что можно будет восстановить облик сакской матери и её малыша.

В одном из разграбленных курганов археологи нашли девушку лет двадцати. Они пришли к выводу, что это была новобрачная. На эту мысль их навёл украшенный золотыми бляшками головной убор, напоминающий казахское саукеле.

— Можно предположить, что это погребение сарматской невесты, которая была привезена к сакскому царю на Тарбагатай, — рассказывает сотрудник Восточно-Казахстанского университета Елдос Кариев.

На сарматское происхождение указывают серьги девушки, орнаменты на золотых бляшках её одежд. Кроме того, рядом с красавицей лежало бронзовое зеркало, которое клали в могилу также по сарматскому обычаю.

Сарматы жили далеко на западе Казахстана, на расстоянии более 3000 километров от наших краёв. Захоронение знатной сарматской девушки также свидетельствует о том, что в древности между жителями разных регионов нашей страны имелись связи. Возможно, невеста умерла, не выдержав тягот длинного пути.

Пепел "хана ханов"

Уже два года экспедиция под руководством профессора Самашева исследует на Елеке Сазы памятник тюркской эпохи, который условно назвали "каганским комплексом". Культово-поминальное сооружение состояло из каменного лабиринта-змейки, через который ползком должны были пройти те, кто желал почтить прах покойного. Сначала они попадали к "месту очищения", где всегда горел огонь. Предполагают, что когда-то там стояла каменная статуя кагана. Её нашли местные жители около десяти лет назад и вывезли в Национальный музей Республики Казахстан в Нур-Султан.

В центральной части храма, которая, возможно, имела форму пирамиды, имеется зона, где земля сильно прокалена огнём. Там было найдено много предметов вооружения, фрагменты кольчуги, конского снаряжения и украшения парадно-поминального костюма, бронзовое блюдо с ручками.

Самой интересной находкой стали литые золотые накладки на пояс, изображающие кагана в короне, сидящего на троне с подлокотниками в виде конских голов. Он сидит в позе владыки в правой руке ритуальная чаша, левая лежит на колене. Коленопреклонённый слуга подносит императору блюдо с угощением. Хорошо просматривается причёска – косы. Самое интересное, что на двух бляшках просматриваются лица двух разных людей. Зейнолла Самашев считает, что это портреты Великих каганов. Но на Елеке Сазы похоронили правителя попроще.

— Конечно, здесь лежит не сам Великий каган, который сидел на Орхоне — на территории Монголии, — рассказывает Зейнолла Самашевич. — Тут происходил процесс паломничества к месту погребения сожжённых останков так называемого "младшего кагана" из рода Ашина, правящей династии древних тюрков. Из этого рода выбирали удельных каганов. Территория Западно-Тюркского каганата была обширной, объединяющей разные народы. Потом она распалась на разные государства. В центральной части храма было сожжено тело кагана, а потом участники церемонии бросали ему в дар какие-то вещи: кусок кольчуги, оружие, стремена. Вещевой комплекс соответствует VII – VIII векам, но есть вещи более позднего времени.

В следующем полевом сезоне, по словам руководителя экспедиции, задачей археологов будет найти какие-либо органические материалы, которые безусловно относятся к моменту захоронения: кости, дерево. Органика нужна для того, чтобы определить возраст памятника. В лаборатории её подвергнут радиоуглеродному анализу, который позволит установить дату в пределах десятилетия. На хорошем оборудовании дату смерти нашего удельного кагана можно будет определить даже с точностью до года.

Каганский комплекс Елеке Сазы не является чем-то уникальным. Профессор Самашев исследовал много таких комплексов во время раскопок в Монголии. Но основное их количество сосредоточено в районе реки Орхон. Наш храм является самым западным из сооружений подобного типа. И пока он единственный в Казахстане.

— Лабиринт был сложен из сланцевых пород, а сам храм – из речных камней, без использования раствора, — поясняет профессор Самашев. — Сейчас там остался только фундамент. Будем наращивать, делать реконструкцию. Примерное видение есть, но точно мы сможем что-то сказать через два года. Это памятник, свидетельствующий о некоторых особенностях государственного образования, связанных с сакрализацией (наделение священным статусом — прим. ред.) власти кагана — древнетюркского императора. Впервые найдены изображения двух Великих каганов - знак власти, который носил удельный каган. Комплекс даёт нам представление о придворных церемониях, религиозных воззрениях, процедурах паломничества.

Археологи только начали исследовать историчес­кие памятники в урочище Елеке Сазы. Возможно, заповедное плато Тарбагатая таит в себе ещё немало открытий, которые помогут уточнить наши знания об истории древнего и средневекового Казахстана.

Ирина Плотникова
Фото предоставлены Восточно-Казахстанским областным историко-краеведческим музеем

Также читайте