Новые изменения законодательства в Казахстане облегчат гражданам общение с чиновниками
С 1 июля 2021 года в Казахстане вводится в действие новый Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК). Его задача — это защита прав граждан, нарушенных в процессе взаимодействия с органами власти. Каков теперь будет порядок рассмотрения обращений и жалоб населения? Защитит ли новый кодекс людей от чиновничьего произвола? Куда и как обращаться, если ваши права были нарушены представителями власти, выяснял YK-news.kz.
В нашем обществе до сих пор бытует досадная традиция взаимоотношений с властью: "Ты — начальник, я дурак!" Люди в подавляющем большинстве своём не верят, что могут добиться своего в конфликте с чиновниками. А потому мало кто решается стоять на своём до конца. Между тем теперь у казахстанцев появляется реальная возможность бороться с чиновничьей волокитой. В действие вступает новый Административный процедурно-процессуальный кодекс, регламентирующий порядок рассмотрения обращений граждан. Какие возможности предоставляет этот кодекс, рассказала судья Восточно-Казахстанского областного суда Лаура Каирбаева.
Что изменил новый Административный процедурно-процессуальный кодекс в жизни простого человека?
— Изменился способ взаимоотношения рядового гражданина с административными органами. Не только государственными, но и органами местного самоуправления, государственными юридическими лицами либо органами, наделенными полномочиями принимать административные акты. Для примера можно привести НАО "ГК "Правительство для граждан", которое принимает решение об отказе в регистрации жилого дома или квартиры.
До сих пор у нас отсутствовал механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, а также интересов юридических лиц в споре с органом власти. До 1 июля этого года такие дела рассматривались согласно нормам Гражданского процессуального кодекса в судах общей юрисдикции. И при рассмотрении спора действовала состязательность, то есть равноправие сторон. Согласитесь, очень сложно бабушке-пенсионерке противостоять государственному аппарату, чтобы как-то защитить нарушенные права. Поэтому, возможно, физические лица за защитой своих прав и не обращаются. Потому что боятся идти против тех, кто олицетворяет для них государство. АППК уравнивает эту ситуацию, поскольку суд будет помогать той же бабушке.
Как это будет работать на практике? Допустим, дом бабушки пострадал от подтопления. Оценочная комиссия сочла, что дом подлежит ремонту, а подрядчик заявил, что ремонт невозможен. Но другое жильё взамен аварийного пенсионерке не выделяют. Как будет выглядеть защита прав гражданки в этом случае?
— Для начала бабушка должна обратиться с заявлением в местный акимат о выделении ей жилья ввиду невозможности проживания в доме. Это первый этап административной процедуры. Если заявление не соответствует требованиям законодательства, должностное лицо предоставляет время, чтобы устранить недостатки. Например, принести какие-то необходимые документы, в нашем случае, например, заключение специалиста о том, что в доме проживать нельзя из-за его технического состояния.
После возбуждается административное производство и формируется административное дело, в которое будут собираться все материалы по ходу рассмотрения заявления. Согласно АППК, срок рассмотрения заявления и принятия по нему решения составляет 15 рабочих дней. Но при необходимости может быть продлен до двух месяцев. Например, в случае нашей бабушки может потребоваться проведение дополнительной экспертизы.
Если орган власти принимает положительное решение, бабушке выделяется квартира либо дом. Если же ответ будет отрицательный, то гражданке должны направить предварительное решение и предупредить, что ей, скорее всего, откажут. Так как в этом случае заявитель имеет право быть заслушанным. Её пригласят, и она сможет предоставить ещё какие-то документы в пользу своей позиции. Только после этого принимается решение.
Если государственный орган все же отказал в предоставлении жилья, в течение трех месяцев гражданка имеет право обратиться с жалобой. При этом обращение подается через тот же орган, который принял решение. И в течение трёх рабочих дней этот чиновник может сам отменить свой вердикт. Если же он принципиально считает, что решение законно, он сам обязан направить административное дело в вышестоящий орган.
Например, отказал в выделении жилья аким сельского округа, а пожаловаться на него можно акиму района. Сама бабушка уже никуда бегать не должна. Жалоба не пропадёт, потому что она регистрируется и подшивается в административное дело, которое направляется в вышестоящий орган. Рассмотрение жалобы в этом случае должно состояться в течение 20 дней. Сроки уже не подлежат продлению.
Вышестоящий орган может истребовать какие-то дополнительные документы. По результатам рассмотрения принятое решение может быть отменено, направлено вновь на рассмотрение, принято новое решение либо гражданину будет отказано в отмене решения.
А как быть, если с отказом вышестоящего органа гражданин тоже не согласен?
— Если гражданину отказал и вышестоящий орган, он может взять этот отказ и подать административный иск в суд. Для этого нужно будет оплатить госпошлину в размере 0,3 МРП и предоставить соответствующие документы. Ранее по Гражданскому процессуальному кодексу гражданину могли возвратить иск, теперь дело будет автоматически возбуждаться.
Если судья видит, что исковое заявление неправильно составлено, он может помочь уточнить требования, устранить какие-то неясности. Даже если истец неправильно указал ответчика, суд может предложить заменить его на того, кто действительно должен отвечать за решение этого вопроса. Также судебная инстанция имеет право самостоятельно привлечь второго ответчика. Ранее из-за ненадлежащего ответчика гражданину могли просто отказать в иске.
По ходу процесса суд может сам истребовать необходимые доказательства для правильного разрешения дела. Административный орган обязан будет доказать свою правоту.
То есть наша бабушка в иске обосновывает свою позицию и говорит о том, что она не согласна с принятым решением. При этом она должна предоставить доказательства того, что она соблюла досудебный порядок урегулирования спора, то есть обращалась с жалобой в вышестоящий орган. А далее именно ответчик должен доказать, что принятый им административный акт законный.
Обычно наши люди больше всего боятся негативных последствий для себя в том случае, если они начнут тяжбу с государством. Защищает ли новый Административный процедурно-процессуальный кодекс гражданина от преследований со стороны чиновников?
— Совершенно новое, что введено в законодательство - это меры процессуального принуждения. Суд будет сам контролировать исполнение своих решений. Если вынесено решение в пользу гражданина и оно не исполняется в установленные сроки, то на ответчика будет наложен штраф в размере 50 МРП. Если же он и далее уклоняется от обязательства, то штраф будет составлять уже 60 МРП. В сумме это уже 110 МРП. Согласитесь, что это будет бить по карману.
На исполнение решения по АППК даётся один месяц. Но мы сами можем установить иной срок, исходя из обстоятельств дела. Что-то можно устранить за три дня, а для чего-то нужны месяцы.
В целом АППК реализует концепцию "Слышащее государство", чтобы власть своевременно реагировала на запросы, действовала в интересах граждан.
А не может ли случиться так, что новый порядок рассмотрения споров с органами власти привлечёт любителей судиться по любому поводу, а также тех, кто всегда готов жаловаться на власти? Суды не захлебнутся в потоке этих дел?
— Если это просто жалоба на действия какого-либо представителя госорганов, не затрагивающая права гражданина, то это дело будет рассматриваться в упрощённом порядке. Здесь надо смотреть суть обращения.
Если человек, скажем, просит выделить ему земельный участок, это решение влечёт для заявителя возникновение каких-то прав и обязанностей, требует принятия административного акта. Это будет административная процедура, которая рассматривается по АППК. Если же человек жалуется на действие чиновника, но правовых последствий для него решение не влечёт, а просто человек выражает своё мнение об его деятельности, то эта процедура регистрируется и рассматривается иначе.
Куда должен будет обратиться гражданин, если он решит дойти до суда?
— В ВКО образовано два Специализированных межрайонных административных суда — СМАС ВКО № 1 в Усть-Каменогорске и СМАС ВКО № 2 в Семее. В областном центре назначены семь судей, в Семее — четверо. Истец, проживающий в отдалённом районе, имеет право обратиться также в районный суд по своему месту жительства.
Для обращения в суд требуется предоставить решение об отказе в удовлетворении его заявления из госоргана, а также отказ из вышестоящего органа. Мы должны видеть, что права гражданина нарушены и досудебный порядок он уже прошёл. Перечень необходимых документов изложен в АППК. Административное дело суд уже будет сам истребовать у госоргана.
Что изменится для самих чиновников с введением в действие нового кодекса?
— Ответственности станет больше. АППК упорядочит действия самих госорганов. Они станут более дисциплинированны, будут принимать более обоснованные решения. То есть давать ответ так, чтобы даже наша бабушка, прочитав это решение, могла понять, почему ей отказали. И антикоррупционное значение кодекса велико. АППК делает прозрачной деятельность всех государственных служащих. В АППК полностью прописана процедура принятия решения и сроки принятия. Устраивать волокиту, просить какое-либо вознаграждение за быстрое решение вопроса будет невозможно. Административному аппарату необходимо менять своё мышление, необходимо слышать и действовать в интересах граждан. Суд, в свою очередь, будет рассматривать решение чиновника через призму защиты именно прав гражданина. По опыту Азербайджана, где также ввели подобный кодекс, административные иски увеличились почти на 80 процентов. Люди поверили в справедливость. Полагаю, что с принятием АППК повысится уровень доверия общества как госаппарату, так и к судам.