Стоит ли ждать повышения цены на дизтопливо в ВКО
По данным республиканских СМИ, резкий рост стоимости дизельного топлива (ДТ) был зафиксирован в конце сентября в Западно-Казахстанской области и в центре страны. Скачок цены за литр горючего составил в некоторых населенных пунктах до 100 тенге. Как обстоит дело с соляркой в ВКО, выяснял Noks.kz.
Основным поставщиком топлива для двигателей внутреннего сгорания в Восточный Казахстан является Павлодарский нефтехимический завод. Кроме того, поставки осуществляются крупными операторами: ТОО «QAZAQ OIL» (Казмунайгаз), ТОО «Гелиос», ТОО «Синойл», ТОО «Штиф», ТОО «Шығыс Жанар Май», ТОО «ЛНП». Небольшие АЗС в районах приобретают горюче-смазочные материалы у крупных операторов по мере необходимости согласно предварительно заключенным договорам.
— С 1 по 24 октября произошло плановое закрытие Павлодарского нефтехимического завода. Это связано с ежегодно проводимым ремонтом оборудования, — прокомментировал руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО Ернар Мустафин. — В связи с приостановлением реализации ДТ Павлодарским НХЗ, реализация осуществляется согласно ранее заключенным договорам. На сегодняшний день по области дефицита ГСМ не зафиксировано. Жалоб от населения не поступало.
Тем не менее объезд заправок областного центра показал, что дизельное топливо имеется в продаже только на АЗС ТОО «QAZAQ OIL», где литр его стоит в данный момент 209 тенге. По информации автолюбителей, солярка также продается на заправках ТОО «ЛНП», но только по талонам. На баннерах с ценами других станций в графе «ДТ» значится ноль. Популярный в народе путеводитель по АЗС multigo.ru определяет среднюю по региону стоимость дизтоплива в 200,8 тенге за литр. Реальная цена колеблется в диапазоне от 209 до 225 тенге в зависимости от типа топлива — летнего или зимнего. Будет ли она расти и дальше, как это уже произошло в ряде регионов страны?
— Министерством энергетики на постоянной основе производится распределение льготного объема дизельного топлива среди сельхозпроизводителей, — пояснил также Ернар Мустафин. — Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Закона «О регулировании торговой деятельности», цены на товары определяются субъектами внутренней торговли самостоятельно, за исключением случаев установления предельных цен, а также ситуаций, когда по требованию поставщика заключается договор поставки продовольственных товаров, в котором по соглашению сторон устанавливается размер предельной торговой надбавки. Также в соответствии с приказом исполняющего обязанности министра энергетики РК утвержден перечень нефтепродуктов, цены на которые регулируются государством. На сегодняшний день таким продуктом является исключительно бензин марки АИ-80. Цены же на остальные ГСМ формируются на основе спроса и предложения, то есть регулируются рынком. Кроме того, на ценообразование бензина и ДТ влияют транспортная логистика, особенности доставки, территориальная отдаленность и другие факторы.
В региональной палате предпринимателей (РПП) добавили, что резкий рост цены на дизтопливо — это явление, ежегодно наблюдающееся в период проведения весенних и осенних полевых работ. В настоящее время в ВКО продолжается кампания по уборке масличных культур, отсюда, мол, и снижение предложения на рынке ГСМ, и без того суженном за счет ремонта на НПЗ. Кроме того, предприниматели региона озабочены отнюдь не радужными перспективами, коими может обернуться ажиотаж на рынке ГСМ.
— Рост цен на дизельное топливо также может отразиться на ценообразовании продуктов питания, выпускаемых сельхозпроизводителями, так как конечная стоимость этой продукции складывается из затрат, в которые входят расходы на топливо, использованное во время проведения посевных и уборочных работ, — сообщил директор РПП Кайрат Мамырбаев.
Но оказывается, для стабилизации внутреннего рынка ГСМ законодательством РК предусмотрены особые полномочия для Министерства энергетики.
— Так, с 27 апреля 2021 года введен запрет сроком на шесть месяцев на вывоз с территории страны автомобильным транспортом бензина, дизтоплива и других видов нефтепродуктов, — поделился директор палаты предпринимателей. — На сегодняшний день прорабатывается вопрос о продлении действия этого приказа еще на шесть месяцев.
Мира Круль