Аким Восточного Казахстана о проблемах и достижениях региона в эксклюзивном интервью
Чуть больше года прошло с момента назначения на пост акима региона Даниала Ахметова. Один из тяжеловесов отечественной политики, руководивший правительством и представлявший Казахстан в Евразийской экономической комиссии в Москве, в ноябре 2014 года в преддверии кризиса был назначен управлять восточным регионом страны. В наш край нынешний глава областной администрации принес заморский лоск в благоустройстве городов. Установил столичные масштабы ведения бизнеса. И проложил бюджетным деньгам прямую дорогу к трассам области, устроив грандиозный ремонт. Как будет меняться регион в ближайшем будущем, Даниал Ахметов рассказал в эксклюзивном интервью YK-news.kz.
— Мне очень нравится ваше издание, — предварил беседу Даниал Кенжетаевич. — О некоторых проблемах региона я узнаю от ваших журналистов, а не из отчетов подчиненных. К тому же я всегда выступаю за объективную критику, чтобы ориентироваться — да, вот это людям понравилось, а вот здесь еще предстоит работа.
— Собственно о работе. Вы на своем посту ровно год. Появился ли повод для гордости? Что уже сделано, а что только предстоит?
— Каких-то особенных поводов для гордости, наверное, нет. Есть программа развития регионов, предложенная президентом страны, по ней мы все четко движемся. Одно знаю точно — нужно больше работать.
— В разное время Вы занимали должность Премьер-министра, министра обороны, работали в Москве министром по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии. И вот — Восточный Казахстан. Скажите честно, после Первопрестольной Усть-Каменогорск не показался Вам провинциальным и скучным?
— Москва, конечно, великолепный город, но и у Усть-Каменогорска есть огромный потенциал, который мне и поручили всячески развивать. Можно сказать, что я принес видение московского благоустройства с собой.
— Есть люди, которые говорят, что сегодня Казахстану с Россией не по пути. Мол, из-за спорных геополитических решений у наших стран разные направления развития, и не нужно во всем поддерживать соседнюю державу...
— Давайте исходить из обычной логики: у нас огромная граница с Россией, самый крупный товарооборот, огромные связи — да всего и не перечислишь. Сегодня если государство обособленно и ни с кем не сотрудничает — это верный путь к катастрофе. Мы нужны России, Россия нужна нам и в плане экономики, и в плане политики и культуры. Это наш сосед — нам на роду написано быть в добрых отношениях. Так что мы будем эти связи развивать и всячески способствовать сотрудничеству. Что касается политики, у России действительно свой путь, тут мне нечего особенно комментировать.
— Скажите честно, когда Президент предложил Вам возглавить администрацию Восточного Казахстана, Вы сомневались?
— Можно ли сомневаться в распоряжениях Главы государства? Разумеется, нет. Я даже не думал на эту тему, сразу же ответил согласием. Когда Президент что-то предлагает, я просто иду и исполняю. Для меня самое важное — оправдать высокое доверие Президента. Основная задача, которую передо мной поставили — развивать регион. Ведь во время кризиса Восточный Казахстан может ощутить немало различных проблем, поэтому и необходимо антикризисное управление.
— Сегодня именно кризис — самая обсуждаемая тема. Наших читателей волнуют чехарда с ценами, сокращение рабочих мест, рост тарифов и курса валют.
Досье |
Даниал Ахметов родился 15 июня 1954 года в Павлодаре. После окончания в 1976 году вуза по специальности «инженер–строитель», проработал мастером, старшим прорабом домостроительного комбината треста «Павлодаржилстрой». Затем работал заместителем главного инженера «Экибастузшахстрой», заместителем председателя Экибастузского горисполкома. В 1991 году был назначен управляющим трестом «Экибастузэнергожилпромстрой». С 1992 года находился на руководящих постах в органах государственного управления. Работал главой Экибастузской городской администрации, возглавлял Павлодарскую, Северо-Казахстанскую области, правительство Республики Казахстан и министерство обороны. До назначения акимом Восточно-Казахстанской области, 3 года работал министром по энергетике и инфраструктуре — членом коллегии Евразийской экономической комиссии. |
— Разумеется, последствия глобального кризиса повлияли на жизнь всех нас. Думаю, некоторая истерия вокруг повышения курса доллара скоро уляжется — ведь, в сущности, это заурядное явление, его переживали многие страны во время обновления экономики. Что касается сокращений — этот вопрос мы контролируем, массового высвобождения работников пока нет, и мы постараемся сделать все, чтобы этого не произошло.
Для восполнения убывающих запасов минерально-сырьевой базы будут расширяться геологоразведочные работы. На это в 2 раза увеличилось финансирование из республиканского бюджета.
У нас производится пятая часть всей инновационной продукции республики. В прошлом году ее объем составил 109 млрд. тенге, что соответствует второму месту в стране. Это — наша поддержка курса Президента страны, который несколько лет назад дал старт инновационному развитию Казахстана именно в Усть-Каменогорске.
Мы выделили три основных направления.
Во-первых, это завод полной сборки автомобилей «Азия АВТО — Казахстан». Проект предполагается реализовать в два этапа: первая очередь — 60 тысяч автомобилей с запуском в до 2018 года, вторая очередь — доведение мощности до 120 тысяч, ориентировочно к 2020 году. Будет создано 12 тысяч новых рабочих мест.
Второе направление — развитие рыбной промышленности. Наверное, все наслышаны о ситуации с неконтролируемым браконьерством. Ее вылов и переработку нужно повернуть на пользу казахстанцев, а не позволять складывать эти деньги кому-то в карман. Для налаживания ситуации создана рабочая группа по вопросам развития рыбного хозяйства, которая представит концепцию дальнейшего развития отрасли.
И третье направление развития — развитие лесопромышленного комплекса. Я был удивлен, что Восточный Казахстан, где сконцентрирована большая часть лесных массивов страны, не использует свой потенциал. Посмотрите, сколько сегодня стоит мебель, сколько стоят стройматериалы. Ведь все это привезли к нам из-за границы. Мы можем сами выпускать пиломатериалы, мебель, снизив стоимость в разы. Область имеет возможность заготавливать в год более 1 миллиона кубометров леса, но из-за отсутствия производства по переработке за последние 5 лет объем заготовки не превышает 5% от возможного объема.
— Вы не считаете, что это может нанести серьезный удар по природе региона?
— Отнюдь. В Восточном Казахстане сосредоточено порядка 200 миллионов кубометров древесины. Чтобы их вырубить, понадобится 200 лет. К тому же каждый год мы будем восстанавливать лесной фонд, поэтому лесозаготовка едва ли повредит флоре региона.
— Даниал Кенжетаевич, большинству Вы запомнились масштабным благоустройством центра города. Вы говорили, что хотите, чтобы Усть-Каменогорск был похож и на Москву, и на Дубай, и на французские города... Но горожане сомневаются: а придется ли к лицу областному центру «убранство» мировых столиц? По Сеньке ли шапка?
— А чем Усть-Каменогорск хуже Москвы или Парижа? Неправильно думать, что мы чего-то недостойны. Да, я знаю, что многие горожане были весьма критически настроены. Сомневались, зачем переделывать центр, мол, и так все красиво и удобно. А сейчас все те, кто критиковал, что «у нас тут не Москва», наоборот, хвалят новый облик площади и набережной. Каким принципом мы руководствовались? Город должен быть узнаваемым! Большинство горожан гуляют в центре — не на окраинах, не в подворотнях. Это набережная, это площадь. Благоустройство было затратным, но ведь речь идет о комфорте и качестве жизни. В конце концов, об Усть-Каменогорске, как и о всяком человеке, первое впечатление создается именно по внешнему виду. Нельзя допустить, чтобы оно было негативным. Если вы видите, что вид города не уступает мировым столицам, то понимаете, что и жители живут неплохо, и власти работают.
— Стоит ли думать, что и окраины после преображения центра города превратятся из дурнушек в красавицы?
— В будущем году мы продолжим работать над центром города. Повторюсь, я руководствуюсь принципом простой демократии. А он таков: центр горожане посещают значительно чаще, чем отдаленные районы, здесь гуляет больше народа. В будущем году мы кардинально изменим территорию вокруг мемориала памяти на набережной Славского. Начнется вторая очередь работ по благоустройству набережной — теперь преобразится ульбинская часть. Появятся новые фонтаны — летом у детворы должно быть место, где можно освежиться в зной. А еще поработаем над Коменданткой.
— Вы знаете о том, что Комендантку хотели благоустроить уже несколько акимов? Вы видели макеты этих сказочных разработок из серии «как должна выглядеть Комендантка»?
— Нет, но я знаю, как она будет выглядеть. Хотим попробовать стилистический эксперимент: совмещение уголка дикой природы с объектами стиля хай-тек. Ведь там и университеты рядом, и школы. Чтобы это все было очень гармонично — деревья, аллеи и какие-то необычные элементы декора. У Комендантки есть потенциал, чтобы стать визитной карточкой города.
— Как еще будет меняться Усть-Каменогорск?
— Ну, небоскребов у нас не появится, это могу заявить точно. Кардинально поменяем подход к жилищному строительству. На трассе к району КШТ у спортивных объектов и театра драмы немало пустующих земель. Может быть, здесь часть этой своеобразной лесополосы вырубим, освободив место под застройку. А деревья посадим в другом месте. Ведь сейчас строим на отшибе, там, куда и автобусы не ходят. К тому же постоянно жалуемся, что не хватает мест для парковок, для стоянки машин. И при этом даже не оборудуем дома подземными паркингами. Почему? Я попросил пересмотреть проекты, чтобы отныне и впредь строили только с подземными парковками.
Второй момент — необходимо заняться парками города. Особенно парком «Металлург» — там нужны кардинальные перемены. Вот есть великолепный опыт Николая Зайцева, невероятного энтузиаста, у которого все в руках горит. Парк «Металлург» должен стать если не «Диснейлендом», то однозначно перейти на круглогодичный режим работы, полностью отремонтировать аттракционы, благоустроить территорию и расцвести — как Левобережный комплекс.
— Вы действительно ездите по загородным трассам на личной машине, чтобы оценить качество покрытия? Какой диагноз можете поставить дорогам региона?
— Чтобы убедиться, что дорога в ямах и колдобинах, нужно преодолеть это испытание лично. Если уж джип не может миновать некоторые ямы, что говорить об обычных машинах? Диагноз простой — трассы в плачевном состоянии, здесь нужна колоссальная работа. Мы начали ремонт дороги от Усть-Каменогорска до Бухтарминского водохранилища, на очереди дорога через Осиновский перевал и проезды непосредственно у Бухтармы. Также мы уже отремонтировали трассу на Риддер и займемся трассой на Сибинские озера. Словом, проложить пути от Усть-Каменогорска до всех мест отдыха.
— Усть-Каменогорск часто бранят за плохую экологию...
— И наверняка заслуженно! Ведь здесь столько промплощадок. Но переносить предприятия некуда. Должна вестись работа по использованию новых технологий, с фильтрами и улавливателями вредных веществ. Поверьте, предприятия всем этим занимаются — хоть завтра придите и посмотрите. В плане новшеств, думаю, Усть-Каменогорску просто нужно больше деревьев, чтобы воздух интенсивнее очищался. И не тополей, которые однозначно нужно вырубать из-за опасного для аллергиков пуха. Сажать следует хвойные деревья и кустарники. Тогда будет легче дышать.
— Расскажите о себе и о своих увлечениях.
— Скажу просто — люблю работать, менять жизнь к лучшему. В плане увлечений на первом месте велосипедный спорт. Стараюсь заниматься каждый раз, когда выдается свободное время. Проезжаю по 30 — 50 километров. Я ведь был президентом Федерации велоспорта Казахстана. Ну, вот шутили же какие-то пользователи Сети, что велосипедные дорожки аким на набережной сделал потому, что велосипед любит. Дорожки создаются для всех.
— Вас часто узнают на улицах, подходят, знакомятся?
— Да, такое бывает. И подходят, и знакомятся, для многих аким — это же возможность решить насущные задачи. Я стараюсь выслушать каждого. А спрашивают чаще всего по коммунальным проблемам, по работе КСК. Пробуем их решать, но в жилищно-коммунальном хозяйстве столько разных вопросов, что тут нужен не один год.
— А вы сами, куда любите ходить в Усть-Каменогорске?
— Я не очень люблю шумные компании, заведения. Так как плотно работать приходится и в субботу, то фактически полноценный день отдыха только один, и то не всегда выпадает на выходной. Ко мне приезжают внуки из Астаны: моя семья живет в столице. И я вожу их в левобережный парк, им там очень нравится. Особенно зоопарк.
— Где Вы собираетесь провести Новый год? Может быть, за границей?
— Нет, ну что вы. Мы столько работали над внешним обликом города, над новогодним оформлением — праздник я встречу в кругу близких мне людей в областном центре, и обязательно появлюсь на площади Республики после полуночи. А вообще восточноказахстанцев ждет в новом году еще много сюрпризов. Обещаю — только хороших!