Дачники в знак протеста собираются обнести стеной строящийся неподалеку от садоводческих обществ центр реабилитации заключенных

3 ноября 2014, 9:07
Сейчас читают:

Строительство центра для адаптации бывших заключенных вблизи дачных сообществ обернулось скандалом. Садоводы опасаются за себя и за безопасность детей, выезжающих на каникулах за город, и утверждают, что учреждение возведено незаконно. Сотрудники общественного фонда "Answer", воплотившие в жизнь идею создания большого центра, возражают: мол, всему виной предрассудки горожан и нерадивость чиновников. Сколько шуму может наделать маленькая речка и почему даже пустой дом внушает дачникам страх, выяснял корреспондент YK-news.kz.

По ту сторону забора

Идея построить большой центр адаптации для неблагополучных граждан родилась шесть лет назад у сотрудников общественного фонда "Answer". Для него выбрали участок земли недалеко от города между садоводческими обществами "Дружба" и "Светоч". По задумке организаторов, много лет работающих с бывшими заключенными, новое здание станет своего рода перевалочной базой, где помимо людей из мест не столь отдаленных путевку в жизнь получат бездомные, мигранты и больные СПИДом.

- Граждане смогут жить там в течение трех месяцев, за это время мы поможем им устроиться на работу, получить документы, - поясняет руководитель общественного фонда "Answer" Елена Растокина. - У нас есть штат социальных работников, психолог и юрист, которые помогут решить возникающие проблемы. При поступлении в центр каждый подпишет договор, что обязуется соблюдать режим, не мешать окружающим, живущим по соседству. Нарушителей будем выдворять немедленно, наша задача - помочь людям вернуться в общество, а не давать приют хулиганам.

- Я глубоко сочувствую бывшим заключенным, - делится недавний подопечный центра, а ныне его сотрудник Алексей Чувашев. - Я сам вышел из тюрьмы в 2013 году. На работу устроиться практически невозможно, потому что нет прописки. Без нее даже на бирже труда не регистрируют. Мне повезло. Ребята из фонда "Answer" помогли мне с жильем, с документами. В результате теперь я стал социальным работником этого фонда, создал семью. Большая часть тех, кто попадал к нам, обрели профессию, женились или вышли замуж. В недавно построенный центр должны вселиться двадцать пять человек. Поверьте, однажды оступившимся нужен второй шанс.

***

Издалека центр адаптации напоминает уютный загородный дом с пристройкой. От дач его отделяет небольшая речушка. Как оказалось, не только она. Незримая стена отчуждения стала непреодолимым барьером между подопечными центра и местными жителями.

Несмотря на то, что комплекс пока не заселен, садоводы приближаются к нему с опаской. На расстоянии десяти метров останавливают нас - дальше идти не следует.

- Страшно, - шепотом признается дачница Галина Петровна. - Какой тут отдых? За себя боимся, за детей и за имущество. Дачи всего в трех минутах ходьбы. В июне-июле, когда здание строили, приезжали бывшие зэки, такие гулянки устраивали! Этим летом у нашей соседки маленькая внучка забрела на территорию центра. Так бывшие уголовники заманивали ее конфетами внутрь здания! Хорошо, девочка смышленая - убежала, а если бы пошла?

- Возникает ощущение, что какие-то властные структуры поддерживают интересы этого общественного фонда. Ведь центр построен незаконно, - выражает свое мнение председатель садового общества "Дружба" Николай Коростелев. - Здесь проходит водоохранная полоса, и возводить что-либо запрещено. Как только узнали, какое учреждение собираются открывать, мы сразу обратились в Иртышскую бассейновую инспекцию. Специалисты провели внеплановую проверку, в результате нашли нарушения Административного кодекса, и начался суд.

В суде первой инстанции уже сформулировали решение. В постановлении специализированного административного суда Усть-Каменогорска от 17 сентября сказано: "Принудительно снести незаконно возведенное строение". Тем не менее здание и ныне там.

- Общественный фон "Answer" подал апелляцию, - пояснила пресс-секретарь суда Хабиба Тлеубергенова. - До тех пор, пока разбирательство не завершено, сносить постройку нельзя, и никаких комментариев по этому делу судьи давать не могут.

Не подозревая о нависшей угрозе, около центра важно прогуливаются утки, что еще больше усиливает сходство с загородным коттеджем. Пернатые стали еще одной причиной раздора между садоводами и бывшими осужденными.

- Еще толком не въехали, а уже хозяйство завели. Кто им позволяет? - негодует Николай Коростелев. - Утки загрязняют водоем, страдает качество питьевой воды. Кстати, каждую осень мы отстреливаем бездомных собак, а охранник центра, в прошлом тоже уголовник, стал их прикармливать.

И действительно, около пристройки резвится небольшой пес и, прося лакомство, лижет руки сторожа.

- Знаете, мы даже смирились бы с этим центром, - говорит дачница Инна Шевчук. - Только пусть его огородят забором в три метра и поставят серьезную охрану.

- Опускать руки мы не намерены и обратимся в областную прокуратуру, - заявил Николай Коростелев. - Если все-таки центр не снесут, то мы сами обнесем его частоколом. Пускай за забором адаптируются.

Благими намерениями...

У руководителя общественного фонда "Answer" идея огородить центр забором вызывает недоумение.

- Во-первых, по закону нельзя так делать: ведь они уже отбыли наказание, - рассуждает Елена Растокина. - Во-вторых, кроме бывших заключенных там будут жить бездомные, мигранты без документов. На каком основании их загонять за ограждение? В-третьих, наша основная миссия - заново научить их правильно общаться и жить. Как вы думаете, можно социализироваться, сидя за забором?

- Дачники считают, что некие высокопоставленные чиновники лоббируют интересы фонда...

- Если бы нас действительно продвигали, то мы бы так развернулись! (Смеется.) На самом деле общественный фонд работает с 2011 года только благодаря международным грантам и энтузиазму сотрудников.

- Почему в качестве места для строительства выбрали участок между дачными обществами?

- Тут все просто. После того как выиграли грант на открытие центра адаптации, мы купили землю. Конечно, выбирали участок подешевле, ведь в средствах мы ограничены. Подходящим предложением оказалась именно эта территория.

- Почему здание построили в водоохранной полосе?

- Произошла чудовищная ошибка. Садоводы думают, что мы ни о чем не беспокоимся и всем довольны. А ведь мы пострадали намного больше в результате небрежности чиновников. В процессе оформления ни в одном документе не было указано, что это водоохранная полоса. Не знаю, почему так получилось. В акте на землю обозначили ограничение на строительство в пределах 20 метров, мы соблюли эту норму. Лишь после проверки узнали, что здание оказалось в водоохранной полосе. Даже в бассейновой инспекции сказали, что нам просто очень не повезло.

- Если бы документы выдали правильно, вы бы все равно возвели центр?

- Да что вы! Мы бы даже не стали покупать землю в этом случае. Такие огромные проблемы нам не нужны. Бог с ними, со штрафами, но сносить здание сейчас никак нельзя. Это уникальный проект - столько людей ждут его открытия. Шесть лет было положено, для того чтобы воплотить идею в жизнь. Санитарные нормы мы не нарушаем, уток с участка уже убрали.

Река раздора

Охранники водных границ частично согласны с тем, что общественников просто подвела Фортуна.

- С документами действительно возникла неразбериха, - комментирует руководитель усть-каменогорского отдела Иртышской бассейновой инспекции Светлана Леонтьева. - Насколько мне известно, в акте на землю неправильно указали предел водоохранной полосы. В документе написали 20 метров, а это устаревшие стандарты. По новым под запретную зону попадет почти весь участок. Но работники фонда "Answer" приходили к нам, прежде чем купить участок, и советовались по поводу строительства центра. Мы пояснили, что в пределах водоохранной полосы нельзя ничего строить, там можно заниматься крестьянским хозяйством, например, выращивать траву на корм кроликам. Те дома, которые появились до установления водоохранных полос, остаются на своих местах, а возводить новые там нельзя по закону.

- Получается, общественники знали о незаконности строительства?

- Они были предупреждены. Другой вопрос, что пределы водоохранной полосы в документах действительно указали неверно.

Фонд "Answer" намерен судиться и дальше, потому что считает несправедливым нести ответственность за безалаберность чиновников. Дачники взывают к прокурору и готовятся собирать средства, чтобы стеной отгородиться от тех, кто недавно освободился из мест не столь отдаленных.

Елена Балова

Также читайте