Казахстанская доля голубого топлива, добытого в Зайсане, может уйти в Китай
Есть запас, да не про вас
Согласно меморандуму, заключенному между Казахстаном и Китаем, половина природного газа, добываемого в Зайсане, направляется для внутренних потребностей ВКО. Доля казахстанской стороны при этом составляет около 250 миллионов кубометров. Но, как оказалось, добытый объем метана наша область попросту не способна освоить. И есть опасения, что неосвоенная часть будет отдана китайцам на переработку. Вопрос о возможном распределении казахстанской составляющей Сарыбулака был поднят на совещании в областном акимате.
- На сегодняшний день израсходована лишь малая часть топлива. Если мы в ближайшее время свою долю не освоим, сырье уйдет в Китай. И мы вообще останемся без газа! - высказал свои опасения глава ВКО Бердыбек Сапарбаев.
С момента торжественного зажжения факела в честь подачи природного газа в Зайсан прошло четыре месяца. За прошлый год в этом городе к газоснабжению были подключены 470 домов. В 2014 году запланировано провести топливо еще в девять населенных пунктов Зайсанского и Тарбагатайского районов – в села Каратал, Айнабулак, Кайнар, Жамбыл, Когедай, Шалкар, Улкен Каратал, Карабулак, Кенсай. За несколько месяцев в Восточном Казахстане потребили всего 75 тысяч кубометров метана, что составляет 0,03 процента от причитающейся доли.
Печально, что даже при полной газификации запланированных населенных пунктов Зайсанского района годовое потребление топлива за 2014 год составит не более 24 миллионов кубометров, сообщают специалисты областного управления энергетики и ЖКХ. Оставшаяся часть топлива будет направляться на внутренний рынок. Но пока должной потребности в этом виде топлива в области нет. А что касается неосвоенных кубометров, по данным начальника отдела ЖКХ управления энергетики и коммунального хозяйства ВКО Юрия Халитова, весь добываемый метан с месторождения Сарыбулак импортируется для переработки на завод в город Зимунай (КНР).
Кроме того, оказалось, что зайсанский метан - это очень дорогое топливо.
- Поставщики отпускают газ по 55 долларов за кубометр, а те, кто осуществляет транспортировку, наценяют еще 65 долларов. Итого получается, что газ стоит дороже угля, - возмутился аким Восточно-Казахстанской области Бердыбек Сапарбаев. - Так не должно быть.
Глава региона поручил своим подчиненным написать письмо в Министерство нефти и газа по поводу тарифа на газ и необходимости выделения средств на строительство внутреннего газопровода.
Неоднократно в области поднимался вопрос о переводе автомобильного транспорта на газ. По задумке, это могло бы решить две проблемы – обеспечить машины более дешевым топливом и снизить автомобильные выхлопы. Однако дело до сих пор не сдвинулось с мертвой точки.
- В нашем городе многие хотели бы перевести свои автомобили на экологически чистое топливо. Для этого нужно заранее подготовить газовые заправки, переоборудовать автомобили. С прошлого года этим вопросом занимаемся, - высказал критику в адрес своих подчиненных аким ВКО Бердыбек Сапарбаев. - Сами говорим, что дышать невозможно в нашем Усть-Каменогорске. Вот вам решение экологического вопроса!
Далеко и дорого
Главные вопросы, которые теперь стоят перед чиновниками: как использовать топливо на нужды области? Куда пристроить природное богатство? Работа по созданию внутренних сетей газопровода только-только начинается. До конкретных результатов еще далеко.
Проблему с потреблением оставшегося сырья помог бы решить недавно предложенный проект газификации областного центра. В ходе рассмотрения данного проекта выяснилось, что Усть-Каменогорску не видать зайсанского газа.
- Проект газификации Усть-Каменогорска с Сарыбулакского месторождения официально признан экономически неокупаемым. Это связано с незначительными запасами месторождения и дороговизной трубопроводной инфраструктуры, - пояснил начальник отдела ЖКХ управления энергетики и коммунального хозяйства ВКО Юрий Халитов.
Остается надежда на соседей-россиян. По словам Юрия Халитова, сейчас вопрос газификации Усть-Каменогорска и Семея рассматривается в рамках другого проекта - строительства магистрального газопровода с территории Российской Федерации.
Мария Рожкова, Ирина Кирилюк