Как будут штрафовать арендаторов и владельцев квартир за отсутствие регистрации, рассказал юрист
Юрист Сергей Уткин в интервью Tengrinews.kz, комментируя недавние изменения в законодательстве по вопросам миграции, рассказал о том, как будут штрафовать арендаторов и владельцев квартир за отсутствие регистрации.
Как известно, штрафы и предупреждения для жильцов и владельцев квартир предусмотрены в новых редакциях статей 492 и 493 КоАП РК. Так, арендаторов при первом нарушении (если они живут без регистрации от десяти дней до месяца) предупредят. В свою очередь, в этом же случае квартировладельцам грозит штраф в размере 10 МРП (22 690 тенге). "Полицейский не имеет права скрывать административное правонарушение. Если факт выявился, значит полицейский должен составить адмпротокол как и на самого жильца, так и на собственника, который его пустил", — сказал Уткин. В случае же, если арендатор живет без регистрации больше месяца, при первом нарушении полагается штраф в размере 7 МРП (15 883 тенге). При повторном нарушении — 13 МРП (29 497 тенге). Штраф в отношении хозяина квартиры при повторном нарушении составит 20 МРП (45 380 тенге), если он является физлицом.
Стоит отметить, что, как выяснилось при изучении текста статьи 492, с понятиями "проживание" и "место жительства" в казахстанском законодательстве не все однозначно. "Проживание граждан Республики Казахстан без удостоверения личности или по недействительному удостоверению личности либо без регистрации по месту жительства, по месту временного пребывания (проживания) сроком от десяти календарных дней до одного месяца — влечет предупреждение", — гласит текст статьи. При этом, по словам юриста, возникает вопрос, с каких пор возникает обязанность регистрироваться - сразу при переезде или через три месяца.
Разбирая текст статьи, Уткин отметил, что в законодательстве не предусмотрено определение слова "проживание". По его словам, статья 16 Гражданского кодекса РК предусматривает, что "местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает". "Понятие "проживание" в законе не расписано. Закон подразумевает, что это и так всем ясно. Логично, что если вы приходите в гости пить чай, потанцевать, посмотреть телевизор, это не является проживанием. Но более точно этот вопрос будут разбирать в суде", — сказал юрист. "К тому же местом жительства в Гражданском кодексе указывается только населенный пункт. Я считаю, что в Гражданском кодексе надо уточнить все-таки — место жительства это населенный пункт или конкретный адрес. Если в пределах населенного пункта можно жить где угодно, то это меняет дело в вопросе наказания. Но сейчас полиция, как я понимаю, рассматривает понятие "место жительства" как конкретный адрес", — сказал юрист.
Другой сложностью, по его словам, может быть понятие "постоянно или преимущественно проживает". "Исходя из 492-й статьи это значит больше десяти дней. То есть если вы проживаете до десяти дней, — это не постоянно, а больше десяти дней — возникает обязанность регистрироваться. Но здесь не указано, подряд эти десять дней должны идти или их можно набрать в течение определенного времени? Так ведь можно и за месяц, несколько раз ночуя в разных местах, собрать десять дней на определенном адресе? Я думаю, состав правонарушения не образуется, если человек каждые 9-10 дней съезжает с одного места на другое. Десять дней надо прожить подряд, чтобы какой-то адрес считался местом жительства. В случае со словом преимущественно, думаю, человек сам должен определиться, где он преимущественно проживает", — отметил Уткин.
С другой стороны, по словам юриста, судам необходимо при рассмотрении таких дел учитывать закон "О миграции". "В нем четко указано, что у внутренних мигрантов возникает обязанность регистрироваться в порядке, определенном правительством Казахстана. Для того, чтобы понять, какой же это порядок, надо изучать постановления правительства. На сегодняшний день постановление правительства "О правилах регистрации внутренних мигрантов" не согласуется со свежими поправками. В постановлении идет речь о трех месяцах, если свыше трех месяцев, то эти лица берутся на учет в органах внутренних дел", — сказал юрист.
Он пояснил, что, согласно пункту 13 постановления "Об утверждении Правил регистрации внутренних мигрантов и внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан", предусмотрено, что внутренние мигранты, прибывшие на временное жительство сроком свыше трех месяцев, берутся органами внутренних дел на учет по месту временного проживания без снятия с прежнего места регистрации. "Откуда тогда считать срок в десять дней, предусмотренный в 492-й статье? То ли с первого дня, как человек куда-то переехал, то ли с трех месяцев? В законе указана обязанность человека регистрироваться, как только временно он куда-то приехал. А когда эта обязанность возникает? Мы знаем, что в законе идет ссылка на постановление правительства. Из этого мы делаем вывод, что обязанность возникает только после трех месяцев. Тут есть уже противоречие. У меня такое ощущение, что они это постановление изменят и сократят до месяца или десяти дней", — предположил Уткин. Стоит отметить, что в ходе пресс-конференции 4 января 2017 года представители МВД заявили, что им еще предстоит разработать все необходимые подзаконные акты, утвердить их в правительстве.
Уткин отметил, что в итоге у казахстанцев может быть по два официальных адреса — адрес места жительства и адрес временного пребывания, которые будут отражаться в адресной справке. "Возможно, трехмесячный срок должен распространятся на случай временного переезда куда-либо, а обязанность регистрироваться в течение десяти дней — при смене постоянного адреса. Обязанность постоянно регистрироваться может возникнуть, например, при продаже квартиры — допустим, вы переехали в санаторий на пару месяцев, а вас выписали из проданной вами квартиры. С этого момента возникает обязанность регистрироваться по месту жительства", — сказал юрист.
Уткин отметил, что, по логике, ограничений срока временной регистрации быть не должно. "По идее можно 99 лет жить в месте временного пребывания. Я не видел ограничений", — сказал он. Стоит отметить, что на практике сотрудники МВД в ЦОНах разрешают регистрироваться только на срок от трех месяцев до года.
Еще одним вопросом, по его словам, будет доказывание факта нарушения закона в виде длительного проживания без регистрации. "У нас есть понятие презумпции невиновности. Другое дело, что протокол, в котором изложено мнение полицейского, уже является одним из допустимых доказательств. На практике гражданину приходится доказывать свою невиновность в суде, а слово полицейского весит больше, потому что оно оформлено протоколом", — сказал юрист.
Также Уткин ответил на вопросы о том, в каком порядке полиция имеет право выяснять наличие регистрации у граждан. "В новом законе "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" убрали положение о том, что проверку документов у граждан полицейские имеют право производить лишь при наличии определенных оснований, например, если данный гражданин подозревается в совершении правонарушения. Поэтому в настоящее время у полицейских есть право проверять документы и наличие регистрации практически без каких бы то ни было оснований. Это прописано в статье 6 пункте 2 подпункте 2) закона. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции имеют право: 2) проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для проверки соблюдения установленных правил, контроль за выполнением которых возложен на органы внутренних дел. Отмечу, что у граждан, которые, к примеру, приехали в другой город и вышли в магазин из дома друзей, нет обязанности носить с собой удостоверение и адресную справку. Доставлять в ОВД просто так для проверки личности и регистрации по месту жительства гражданина тоже нельзя. Только в случае обоснованного подозрения в совершении данным гражданином правонарушения. Допустим, если у полицейского будут свидетельские показания, что вы находились здесь более десяти дней. Либо данные с камер видеонаблюдения. Просто его личных подозрений не достаточно. В случае если гражданина, который зарегистрирован по месту временного пребывания, доставят в ОВД для проверки, это будет поводом для жалобы на полицейских", — пояснил юрист.
Он также отметил, что у граждан имеется конституционное право на неприкосновенность жилища. "Сами граждане вправе решать — пускать полицейского к себе в жилище или нет. Для того чтобы заходить без разрешения граждан, полицейским нужна санкция на уровне прокурора города", — сказал Уткин. В случае необходимости полицейский может вручить повестку, согласно которой гражданин обязан явиться в полицейский участок. А полиция должна помнить, что у граждан имеется конституционное право на неприкосновенность жилища — без согласия граждан никто не имеет права в него заходить, и исключения допустимы только с санкции прокурора.
Кроме того, Уткин сообщил, что в случае с коммунальными услугами количество зарегистрированных влияет на их размер. Речь идет о тех услугах, которые рассчитываются по количеству проживающих. "Например, счета за газ, воду, мусор. Если никто не прописан в квартире — за них платить не будешь. В свою очередь, отопление зависит от квадратуры, электричество — от счетчика. На практике коммунальщики сами получают информацию — вряд ли кто-то стал бы уведомлять их", — сказал юрист.