Как в ВКО осуществляется переход на "зелёную энергетику"?

2 декабря 2019, 3:10
Сейчас читают:
Как в ВКО осуществляется переход на "зелёную энергетику"? Как в ВКО осуществляется переход на "зелёную энергетику"?
Как в ВКО осуществляется переход на "зелёную энергетику"?
ВКО имеет неплохой потенциал для развития солнечной энергетики

Корреспондент YK-news.kz попытался выяснить, есть ли у Восточно-Казахстанской области потенциал для развития солнечной энергетики и в каком состоянии отрасль находится на данный момент.

Открытие солнечной электростанции в Жарминском районе ВКО послужило для жителей региона своеобразным сигналом, что область вступила на путь глобальной модернизации. Намеком на это стали и новые теплые остановки, оснащенные солнечными батареями. Неужели мы медленно, но верно переходим на "зеленую энергетику"?

На данном этапе

Сейчас в Восточно-Казахстанской области есть только одна крупная солнечная электростанция мощностью 30 мегаватт. Находится она в селе Жангизтобе Жарминского района. Для строительства станции ТОО "Жангиз Солар" пришлось привлечь инвестиции в размере 17,5 миллиарда тенге. А инвестором выступил Европейский банк реконструкции и развития. В общей сложности объект занимает внушительную территорию — 66 гектаров. Но несмотря на это, в обслуживании станции будут задействованы всего восемь человек.

Технические условия на подключение солнечной электростанции к сетям АО "ВК РЭК" были получены еще в 2018 году. По словам руководителя проекта Хуацзе Яна, электростанция сможет на два процента покрыть потребность Восточно-Казахстанской области в энергии.

Пока вопрос, насколько успешной станет попытка региона частично перейти на альтернативный источник энергии, остается открытым. Судить об этом можно будет лишь спустя некоторое время после начала работы солнечной электростанции.

Однако наблюдать некоторые позитивные тенденции можно уже сейчас, ведь в ВКО постоянно возникают локальные очаги солнечной революции.

Так, по словам заместителя акима города Тамары Рахимжановой, три теплых остановочных комплекса (на улицах К. Кайсенова и Казахстан, возле Казцинка) в Усть-Каменогорске оснащены солнечными батареями. Питание всего электрооборудования остановочных павильонов осуществляется исключительно за счет энергии, накапливаемой солнечными батареями в специальных аккумуляторах. Стоимость комплекта панелей для одной остановки составляет 84 000 тенге.

Также за счет солнечной энергии питаются светодиодные знаки пешеходных переходов. На сегодняшний день по городу установлено 53 таких объекта.

Эколог и руководитель ОО "Қасиетті өр Алтай" Дидар Далиманов не первый год занимается разработкой и введением проектов "зеленой энергетики" на территории ВКО. Он рассказал, что инновационные технологии пришли в регион уже в 2015 году. Тогда в рамках грантовой программы "Поддержка Казахстана для перехода к модели "зеленой экономики" был реализован проект по демонстрации использования возобновляемых источников энергии.

— В шести социальных объектах, в том числе в домах престарелых и инвалидов, интернатах для детей-сирот Уланского, Катон-Карагайского, Шемонаихинского, Зыряновского, Глубоковского и Кокпектинского районов, мы установили солнечные водонагреватели, что позволило улучшить условия проживания и обеспечить постоянный доступ к горячему водоснабжению и теплу наиболее уязвимым слоям населения — старикам, инвалидам и детям-сиротам, — сообщил Дидар Оралгазинович.

В 2019 году общественное объединение "Қасиетті өр Алтай" реализует еще один проект на базе двух средних школ и детского сада в Кокпектинском районе. В этот раз объединение поставило перед собой задачу повысить качество жизни сельского населения. В рамках проекта была построена теплица с солнечной сплит-системой, а в классах и спортзалах школ установлены светодиодные светильники.

Неудачная попытка

Судьба еще одного объекта, связанного с солнечной энергетикой, оказалась не столь радужной. Завод по производству фотоэлектрических ячеек ТОО "Kazakhstan Solar Silicon", образованный в 2011 году и являющийся дочерним предприятием АО "НАК "Казатомпром", проработал всего несколько лет. Как ранее сообщали нашим журналистам представители ТОО "Kazakhstan Solar Silicon", с 1 января 2016 года производство было приостановлено в связи с реконструкцией цехов и всей технологической линии. Также на предприятии признались, что допустили задержку зарплаты, объяснив это тяжелым экономическим положением в стране и простоем завода.

По мнению декана Школы инженерии ВКГТУ имени Д. Серикбаева и профессора энергетики Айбека Акаева, на данном этапе развития регион имеет минимальные шансы выдержать конкуренцию с Китаем, который является одним из ведущих производителей солнечных батарей.

— Едва ли мы можем составить конкуренцию Китаю. Китайские панели давно и успешно реализуются на мировом рынке, так как у них низкая себестоимость. Китайские заводы работают на высокотехничном оборудовании, а цифровизация там мощнее, чем у нас. Скорее всего, Solar Silicon не выдержал конкуренции среди производителей солнечных батарей, — считает Айбек Муратбекович.

Комментарии по этому поводу в АО "Казатомпром" получить не удалось. Ответа на официальный запрос журналист YK-news.kz ждал чуть более месяца.

Как это работает?

По информации Министерства энергетики РК, за девять месяцев 2019 года объектами ВИЭ (возобновляемые источники энергии) было произведено 1650 млн кВт.ч, что приравнивается к двум процентам от общего объема производства всей электрической энергии в стране. За счет солнечных электростанций было произведено 434,94 млн кВт.ч.

Вся выработанная посредством возобновляемых источников электроэнергия поступает в национальную или региональную сеть через традиционные станции. По ВКО условными потребителями альтернативной энергии являются ТОО "Казцинк", ТОО "АЭС Усть-Каменогорская ГЭС", ТОО "АЭС Шульбинская ГЭС", ТОО "Усть-Каменогорская ТЭЦ", ГКП "Теплокоммунэнерго", ТОО "Согринская ТЭЦ", АО "Риддер ТЭЦ".

Профессор энергетики и декан Школы инженерии Айбек Акаев считает, что наличие крупных заводов, потребляющих энергию, — фактор, который благоволит развитию солнечной энергетики в регионе.

— У нас есть крупные предприятия, которые могут закупать солнечную электроэнергию в больших объемах в те периоды, когда этой энергии вырабатывается много, — уверен Айбек Акаев.

В качестве еще одного преимущества он называет наличие маневренных мощностей, таких как крупные и мелкие гидроэлектростанции.

— Энергия нужна людям постоянно. И при условии активного развития солнечной энергетики придется компенсировать потери, неизбежно возникающие в пасмурные дни. Для этого необходимы так называемые "маневренные мощности" — объекты, которые можно быстро запустить и получить энергию, компенсируя нехватку. Не во всех регионах есть такие ресурсы. А у нас в ВКО есть гидростанции, которые идеально справятся с задачей, — объясняет Айбек Муратбекович.

Также профессор считает, что наличие не занятых под сельское хозяйство, жилищное и коммерческое строительство территорий позволяет выделять большие площади под строительство СЭС (солнечные электростанции — прим. ред.), что тоже можно отнести к стартовым преимуществам региона. Ведь солнечные панели размещаются практически горизонтально и занимают много места.

— Руководство области очень заинтересовано в использовании возобновляемых источников энергии, — заключает профессор, отмечая тем самым еще одну сильную сторону ВКО.

Но и минусов на настоящем этапе развития сектора ВИЭ достаточно. Первым и самым болезненным препятствием на пути к "зеленой энергетике" являются высокие тарифы на электроэнергию, производимую солнечными электростанциями. По словам Айбека Акаева, с 12 июня 2014 года энергия, произведенная фотоэлектрическими преобразователями солнечной энергии, реализовалась по 34 тенге за кВт.ч. Теперь на смену фиксированному тарифу пришел более прозрачный метод установки цен — торги. Это позволило снизить ценник. Но по сравнению с электроэнергией, полученной от традиционных источников (оптовая цена которой колеблется в районе шести – девяти тенге за кВт.ч), солнечная энергия все еще остается дорогостоящей альтернативой.

— Себестоимость энергии, полученной от солнца, на данный момент очень высока. Проекты СЭС требуют внушительных инвестиций и окупаются в течение 10 – 15 лет. А ведь солнечные электростанции надо еще и обслуживать, совершая текущие траты, — говорит Айбек Акаев.

Еще одна сложность заключается в том, что специалистов в области ВИЭ приходится приглашать из-за рубежа. В Казахстане подготовкой кадров в этом направлении пока что не занимаются. Декан Школы инженерии Айбек Акаев сообщает, что, возможно, в ближайшем будущем узких специалистов будут готовить на базе местного технического университета. В таком случае у региона появится еще одно преимущество.

Стоит отметить, что перечисленные проблемы не являются специфическими для ВКО и повсеместно распространены в Казахстане.

ВКО имеет неплохой потенциал для развития солнечной энергетики. Особенно радует тот факт, что в области поощряются не только крупные проекты по типу солнечных электростанций, но и мелкие, локальные, нацеленные на развитие и популяризацию энергоэффективных технологий.

Елизавета Седых

Также читайте