Политологи: Силовики упустили поколение террористов в Казахстане
- Долгое время наши спецслужбы ориентировались на международные террористические группировки и упустили из-под контроля наши внутренние процессы нарастания терроризма. Вместо того, чтобы сразу покончить с очагами, они отбирали наиболее радикальную часть и то не всю... В итоге у нас выросло целое поколение в своих террористических центрах, уже есть свое небольшое, но уже оформляющееся террористическое подполье, которое сливается с уголовным миром... Оно будет действовать по дагестанскому пути терроризма, то есть убивать силовиков и чиновников, - считает аналитик.
Мнение о сращивании уголовного мира с террористическим подпольем в Казахстане разделяет и кандидат политических наук, автор книги "Правила выживания в условиях городского терроризма" Досым Сатпаев. Однако он связывает террористическое подполье с религиозным экстремизмом. "Нередко, криминальная и идеологическая деятельность может вполне удачно сочетаться. В других странах также было много примеров того, когда та или иная экстремистская или террористическая организация активно занималась криминальной деятельностью не для личного обогащения, а для сбора средств для осуществления терактов либо проведения пропагандистской деятельности. При этом важно понимать разницу между простым криминалом и терроризмом. По форме они могут быть похожи. Но начинка у них разная. Второй более опасен, в первую очередь, из-за того, что часто опирается на принцип "мученичества за идею". А с "мучениками" бороться гораздо сложнее, чем с ворами в законе", - отмечает политолог.
Как предполагает казахстанский политолог Айдос Сарым, события показывают, что власть недооценивает сложившуюся ситуацию. "Надо понимать, что многие из этих организаций имеют длительный опыт противостояния не то чтобы авторитарному, а даже тоталитарному государству. Само по себе их убийство не решает проблему. Кроме того, смерть для них является неким подвигом, они себя считают шахидами... Завтра они могут пойти на более крайние меры - начнут применять смертников. Прежде всего с этими явлениями нужно бороться на стадии идей и ценностей. Даже во время событий в "Ахсель Кент", правильнее, на мой взгляд, было бы применить какие-то газы или еще что-то, но попытаться сохранить им жизни и узнать, кто эти люди", - говорит эксперт.
Досым Сатпаев указал на еще одно упущение со стороны ответственных структур. "Совсем не изучен вопрос, связанный с угрозой проникновения экстремистских идей в структуры государственной власти и внутри политической элиты страны. Как показывает опыт других стран, некоторые экстремистские организации сейчас стараются работать не с маргиналами, а с перспективной молодежью, активно оказывая ей поддержку для продвижения на государственную службу, в том числе и в силовые структуры", - отметил политолог.
Кроме того, Сатпаев добавил, что в зоне деятельности экстремистских и террористических структур сейчас находится практически вся территория республики. "Если попытаться использовать карту террористических рисков, применяя пятиуровневую систему классификации террористической угрозы (низкий, настораживающий, угрожающий, высокий и экстремальный риск террористического нападения), которая на данный момент применяется в США, то для Казахстана больше характерен угрожающий риск террористического нападения", - считает эксперт.