Преступления с участием подростков в ВКО: мародерство, вовлечение в проституцию и разбой
В МВД РК предложили собрать экстренную комиссию по делам несовершеннолетних, чтобы установить причину всплеска уголовных правонарушений среди подростков. Корреспондент YK-news.kz решил выяснить, насколько часто в ВКО происходят преступления с участием юнцов.
По информации департамента полиции Восточно-Казахстанской области, в 2018 году на территории региона наблюдалась устойчивая тенденция к снижению количества преступлений — на 23,8 процента меньше, чем в 2017-м. Как рассказала председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Анна Жумагулова, за ушедший год было рассмотрено 36 уголовных дел с участием подростков, за текущий период 2019 года — два дела.
— В прошлом году у нас не зафиксировано случаев массовых драк с тяжелыми последствиями, — говорит Анна Жумагулова. — Основную массу преступлений, совершаемых несовершеннолетними, составляют кражи и угоны автомобилей. Чаще всего на это идут дети из неблагополучных семей, которые банально хотят сходить в кино, кафе, компьютерный клуб или развлечься. Угонами в основном промышляют не в Усть-Каменогорске, а в районах. Подростки понимают, что в городе у большинства автомобилей установлена сигнализация, есть камеры видеонаблюдения. А вот в деревнях этого нет. Был случай, когда несовершеннолетний в одном из поселков угнал автомобиль, покатался, разбил лобовое стекло и бросил машину. То есть он сделал это просто ради развлечения.
К слову о развлечениях. Громкий случай рассматривали в специализированном межрайонном суде по делам несовершеннолетних в прошлом году. Молодого человека признали виновным в вовлечении подростка в занятие проституцией. 15-летняя девочка из полной семьи, отличница в школе, изучала английский язык, а параллельно принимала у себя клиентов, которых ей поставлял этот самый молодой человек. Он, к слову, тоже характеризовался исключительно положительно. Когда у девушки на суде спросили, как ей удалось скрывать свою «деятельность» от родителей, она сказала, что всегда звонила маме и говорила, что гуляет с подружками. Деньги, заработанные телом, она тратила на развлечения. Важно отметить, что несовершеннолетняя не получила никакого наказания, поскольку такая статья попросту не предусмотрена законодательством Республики Казахстан.
В целом же специалисты отмечают, что девочки-подростки тоже бывают склонны к совершению преступлений и правонарушений.
— Был случай, когда в одной из городских школ девушка специально провоцировала драки «толпа на толпу», — рассказывает руководитель Центра поддержки семьи и детства Лилия Куземко. — Ее жестокость была обусловлена ситуацией в семье. Она видела, как агрессивно ведут себя по отношению друг к другу ее родители, наблюдала, как отец поднимает руку, и понимала, что агрессия может помочь завоевать власть. С ней пришлось работать достаточно долгое время.
Недавно был зафиксирован факт, когда несколько учеников престижной школы избили ученика другого учебного заведения и, угрожая ножом, забрали пять тысяч тенге. И это уже не рядовая кража — это разбой, гораздо более тяжкая статья. По словам Анны Жумагуловой, ношение ножей сейчас стало очень популярным среди подростков. Конечно, далеко не все будут использовать этот нож в драке. Однако случай, произошедший в Актобе, когда во время стычки одного из школьников ранили в ногу ножом, после чего он скончался, подтверждает известное выражение, что если в начале спектакля на стене висит ружье, то в конце оно обязательно выстрелит.
Чаще всего в качестве меры наказания к несовершеннолетним применяется ограничение свободы. В 2018 году в Восточном Казахстане было два факта, когда подростки получили реальные сроки за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего. Причем в одном из случаев потерпевшим был взрослый мужчина, который всячески старался уйти от конфликта с юношей, разгоряченным алкоголем. Последствия печальны.
Резонансное преступление произошло в прошлом году в районе Алтай (ранее Зыряновском). Там группа лиц, в составе которой были и несовершеннолетние, занималась фактически мародерством. Они совершали кражи из домов, пострадавших от паводка. Население было эвакуировано, жилища стояли пустыми. Тогда взрослые любители легких денег подначили подростков, и те «за компанию» выносили из домов бытовую технику и все, что представляло какую-то ценность. Вообще, случаи, когда на преступления подростков толкают взрослые люди — не редкость.
— Мужчины, чаще всего уже имеющие судимость, говорят несовершеннолетним, что им ничего не будет за совершенное преступление, и те верят, — поясняет Анна Жумагулова. — Даже когда подростки предстают перед судом, они уверены: их не посадят в тюрьму, не лишат свободы. О том, что это судимость и остается она на всю жизнь, — не задумываются.
Между тем если человек, достигнув совершеннолетия, повторно совершает преступление, имея при этом непогашенную судимость, то этот срок могут присоединить к новому наказанию.
В случае рецидивов, к слову, несовершеннолетних могут отправить в областную специальную школу-интернат для детей с девиантным поведением, расположенную в Серебрянске района Алтай. Это происходит, когда на подростка не могут повлиять ни родители, ни психологи, ни сотрудники правоохранительных органов.
Тем временем, по мнению специалистов, в регионе ведется большая работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних.
— У нас работают 216 школьных инспекторов полиции, которые с учетом складывающейся оперативной обстановки закреплены за 249 школами и 12 колледжами, — поясняет заместитель начальника департамента полиции ВКО Джанболат Калетаев. — На регулярной основе проводятся оперативные мероприятия, такие как «Подросток», «Семья», «Мирас». Также мы организуем различные акции в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав при акимах городов и районов.
Эта работа, по информации Калетаева, привела к снижению в области количества краж, грабежей, разбоев, хулиганств, нанесений вреда здоровью средней тяжести, вымогательств.
Серафима Березовская