Создатели казахстанского учебника по географии «перенесли» Ульбинский металлургический завод из Усть-Каменогорска в Риддер
Учебник по географии для 9 классов выпустило в июле 2013 года алматинское издательство "Мектеп". И буквально с первых же страниц возникает вопрос: где его авторы взяли данные?
Как утверждает учебник по географии, в Казахстане есть семь городов с максимальной концентрацией загрязняющих атмосферу веществ, и возглавляет этот список Риддер. Усть-Каменогорск и Алматы, которые, как правило, называют самыми загрязненными городами страны, согласно учебнику, следуют за ним. В Риддере содержание фенола в 3,7 раза, азота и серы в два раза больше предельно допустимых концентраций, сообщает школьная книга. И добавляет, что загрязнение атмосферы свинцом, медью, цинком и ртутью в горняцком городе превышает норму в 17 раз. Самоочищению атмосферы, по данным учебника, препятствуют незначительное количество осадков и малые скорости движения воздушных масс и ветровых потоков.
Дальше - больше. Рассказывая о промышленности Восточного Казахстана, авторы учебника определили на жительство в Риддере "уникальный Ульбинский комбинат, производящий топливо для АЭС (урановый порошок), а также тантал и бериллий". По всей видимости, составители учебного пособия имели в виду Ульбинский металлургический завод, расположенный в Усть-Каменогорске.
В учебнике «воскресли» и давно почившие объекты легкой промышленности. «В Риддере и Зыряновске работают оборудованные новыми станками трикотажная и швейная фабрики, в Усть-Каменогорске - комбинат шелковых тканей», - говорится в книге.
Подобные ошибки в учебнике могут стать роковыми на едином национальном тестировании.
- Я детей предупреждаю, что тесты обычно составляют по учебникам. Поэтому материал в любом случае нужно читать, - рассказала преподаватель географии Риддерского учебно-воспитательного комплекса "Лицей" Анна Абакумова. - Приходится объяснять ученикам, что на самом деле ситуация в городе иная. Другого выхода нет.
То есть в тестах на ЕНТ запросто может попасться вопрос «Где находится УМЗ?» и правильным ответом на него, возможно, будет «Риддер». В итоге школьникам нужно усвоить и реальную информацию о социально-экономическом положении в регионе, и искаженную, но прописанную в учебнике.
- Данный учебник составлен таким образом, что в основном идет перечисление компаний, которые есть на сегодняшний день в Казахстане, - поделилась своим впечатлением от работы с учебником Анна Абакумова. - В книге нет ни отраслевой структуры как таковой, нет каких-то данных, показателей. Отсутствует элементарный минимум необходимой информации. Прямо параграфами авторы перечисляют компании и описывают их деятельность. А дети это не запоминают. Поэтому приходится все переделывать, возвращаться к старым учебникам. Уроки мы проводим по презентациям и опорным конспектам.
По словам Анны Николаевны, с таким учебником ей пришлось столкнуться впервые. Книжные несоответствия ставят педагогов в тупик, и те вынуждены обращаться к другим источникам информации. Например, в учебнике кратко дано определение моногородов. По версии издания, это города с высоким уровнем безработицы, износом транспортной и производственной инфраструктуры.
В параграфе "Современный экономический потенциал и природные ресурсы Казахстана" в числе преимуществ национальной экономики называется "высококвалифицированная недорогая рабочая сила". Читающие учебник будущие выпускники после такой «прописной истины» могли бы сто раз подумать, хотят ли они получать хорошее образование и становиться потом в родной стране недорогой рабсилой.
И в заключение - о приятном. «Экономическая и социальная география» без лишних оговорок утверждает, что к 2015 году средняя продолжительность жизни казахстанцев достигнет семидесяти, а к 2020 году - 72-ух лет.
Наталья Потапова