Экологи Усть-Каменогорска против строительства спортивных площадок перед ВКГТУ
Специалисты высказывают опасения о возможной опасности прогулок и игр в районе студгородка. На территории возле ВКГТУ имени Серикбаева собираются организовать зону для отдыха и занятий спортом. Это при том, что участок находится в радиусе так называемого радиационного пятна, передает корреспондент YK-news.kz со ссылкой на пресс-службу Центра экологической безопасности.
Напомним, мы писали о том, что перед зданием ВКГТУ планируют оборудовать детские игровые площадки, установить лавочки, теннисные и шахматные столы. К тому же перед главным корпусом появятся площадки для игры в стритбол и баскетбол. Однако, экологи обеспокоены такой перспективной. Дело в том, что в этом месте много лет находится радиоактивный могильник, который способен превратить парковую зону в зону опасную для жизни и здоровья.
По данным ЦЭБ, история загрязнения радиационными отходами территории города началась еще в 40-50 годах прошлого века. В районе тогдашнего СДИ, улицы Бурова, Мызы были доводочные фабрики треста «Калбаолово», которые занимались обогащением, доведением и извлечением редкоземельных металлов из руды. Все, что оставалось в виде шламов и отходов, просто складировалось. В те годы не было возможности четко учитывать, где происходило захоронение, и неконтролируемые радиоактивные отходы распространились по территории города.
В 90-е годы по программе «Радиационная экология городов Казахстана» загрязненные радиацией земли начали изучать и картографировать. Только в Усть-Каменогорске было выявлено 137 аномалий, говорят экологи. Именно тогда, при гамма-съемке с вертолета дозиметристы обнаружили три обширных территории с превышением фона. Две из них находились в промышленной зоне и одна в районе СДИ. Пятно и по сей день находится в оживленной части города, неподалеку от двух крупных учебных заведений.
— Площадь загрязнения составляет более восьми гектаров и это только то, что показала надземная гамма съемка, по предварительным расчетам на глубине около метра под землей находится более ста тысяч тонн опасных отходов, — передает пресс-служба ЦЭБ слова главного специалиста отдела радиационной безопасности ВКО филиала ТОО «Экосервис С» Евгения Белявцева. — Что находится ниже, никто толком не изучал.
Основная, поверхностная часть пятна перекрыта, и, по данным специалистов, угрозы не представляет. На оставшуюся, подземную часть можно было бы попросту закрыть глаза, если бы не одно «но». Практически не изученными остаются радиоактивные процессы распада, происходящие в подземном слое, которые не прекращаются ни на минуту. При этом происходит выделение газов радона.
— В летний период они попросту рассеиваются в атмосфере, и в проветриваемых помещениях не задерживаются, — продолжает Евгений Белявцев. — Когда наступает зима и промерзает верхний слой почвы, газы скапливаются, и образуется зона повышенного давления, под действием которого газы выходят там, где теплее. Допустим, в подвалы окружающих зданий.
К сожалению, последнее исследование помещений университета, по информации ЦЭБ, проводилось еще в 2004 году.
— На территории города находится бесхозный могильник низкоактивных твердых радиоактивных отходов, который ежедневно посещают порядка 2500 студентов и преподавателей, — продолжает Евгений Белявцев. — А если здесь будет организована зона отдыха, то прибавятся еще и местные жители. Это несомненно, вызовет интерес у частных предпринимателей, которые уже сейчас стремятся построить на этой земле торговые точки. Всем известно, что при любом строительстве происходит образование пыли. А попадая в организм человека, радиационные частички имеют дозовую нагрузку в 20 раз больше, чем гамма излучение которое происходит на поверхности.
Чтобы убрать аномалию из центра города, потребуется огромные финансовые вложения: дезактивация одного кубометра земли обойдется примерно в 800 тысяч тенге, говорят специалисты. С 2013 года экологи ежегодно подают соответствующую бюджетную заявку в правительство, но она так и не была поддержана Республиканской бюджетной комиссией.
— Мы понимаем, что на ликвидацию радиоактивных пятен нужны огромные средства, — говорит директор ЦЭБ Геннадий Корешков. — И если нет возможности их убрать, то нужно, как минимум, запланировать мониторинг данной территории, чтобы знать реальную картину. Определить четкие границы пятна, количество и состав элементов, а также их взаимодействие с окружающей средой. Затем, придав территории особый статус, вывести из земельного кадастра раз и навсегда прекратив любые строительные работы. А замену и ремонт коммуникаций производить только под строгим наблюдением служб ЧС.
После того, как экологи подготовят свои предложения по проведению мониторинговых мероприятий, их передадут в городской акимат.
Зарина Жумагалиева