В ВКО подрядчик вынужден был продать свой дом, чтобы продолжить строительство Центра крови - история долгостроя
В апреле в Усть-Каменогорске ожидается долгожданное открытие нового центра крови. Задолго до презентации объект снискал себе дурную славу. Первый подрядчик, взявшийся за его возведение, отбывает срок за мошенничество в особо крупном размере. Второй находится под следствием за растрату вверенного имущества. Достраивать медучреждение пришлось третьей строительной компании. Такие темпы возмутили президента государства, побывавшего летом прошлого года в областном центре. "Так (долго – прим. ред) никто не строит сейчас в Казахстане", - заметил Нурсултан Назарбаев. Почему сдача центра затянулась почти на восемь лет и трех с лишним миллиардов тенге не хватило для его завершения, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Боевая готовность
В центре крови, расположенном в 19 микрорайоне, кипит работа. Сюда уже переехала часть служб из старого здания. Сотрудники разбирают вещи, расставляют мебель и устраивают генеральную уборку. Спешат к открытию. На все про все аким области отвел месяц, в апреле – официальное новоселье.
- Будет поставлено совершеннейшее оборудование, и мы, когда переедем, станем на нём работать, - рассказывает руководитель КГКП "Восточно-Казахстанский областной центр крови" Хайрулла Жигитаев. - Часть оборудования уже имеется, остальное будет закуплено на большую сумму. К 1 апреля мы сможем приступить к работе.
С утра и до поздней ночи директор медучреждения находится на объекте. Говорит, открытия ждали так долго, что теперь нельзя упустить из виду ни одной мелочи. А их, "мелочей", после двух нерадивых подрядчиков осталось пруд пруди.
- Со строителями мы "воюем", они устраняют массу недоделок, - говорит Хайрулла Жигитаев. - Дело в том, что все сделали по проекту, но в первоначальной версии не была учтена мощность оборудования: где-то электросети меняем на более мощные, где-то не подведена вода или канализация. Все это задерживает процесс.
- Центр достраивает третий подрядчик. Нет опасения, что крыша рухнет или стены обвалятся?
- Нет, крышу уже заменили. Это предыдущая протекала. Но весна покажет. По крайней мере, пока не бежит.
- К апрелю вы должны окончательно перебраться в новое здание. Что будет со старым?
- Есть планы передать его противотуберкулезному диспансеру - там дефицит площадей.
- Как вы считаете, почему именно центр крови стал одним из самых знаменитых долгостроев страны?
- Наверное, нам не повезло с подрядчиками. Первые, алматинцы, ТОО "Пелестрой" - подвели. Вторые, ТОО "Кумаров и К", - такая же история. Они себя показали как несостоятельные организации. Если бы за работу сразу взялся последний подрядчик, возможно, мы бы справили новоселье в срок.
Крайняя необходимость
Важность этого объекта трудно переоценить.
- По болезням кровообращения ваша область занимает первое место среди всех регионов, - отметил как-то сам Нурсултан Абишевич.
Учитывая, что старое здание центра крови соседствует с противотуберкулезным диспансером, вопрос о его переводе в более подходящее место назрел давно. Если бы стройку не преследовала череда неудач, новоселье сотрудники центра отметили бы еще в октябре 2011 года.
Возведение нового центра крови велось по государственной программе "100 школ, 100 больниц", принятой в конце 2007 года. В 2008-м был объявлен конкурс на строительство этого объекта. Выиграло тендер алматинское ТОО "Пелестрой". Без конкурентной борьбы - ТОО было единственным участником госзакупок. Бойко начатая стройка к исходу второго года забуксовала. В отношении генподрядчика провели ряд проверок, выявили множество нарушений. С фирмой расторгли договор, а в отношении ее директора возбудили уголовное дело.
Приговором суда № 2 Усть-Каменогорска от 16 июня 2014 года директор фирмы господин Зарипов осужден на три года и семь месяцев лишения свободы с конфискацией имущества за мошенничество в особо крупных размерах с использованием служебного положения.
Бывшего генподрядчика уличили в затягивании сроков строительства, оформлении фиктивных актов выполненных работ и хищении бюджетных средств в размере более 400 миллионов тенге.
Другое мнение
Впрочем, сам подсудимый свою вину не признал. До последнего утверждал, что допустил лишь нецелевое использование средств. На суде господин Зарипов заявил, что, принимаясь за дело, он и представить себе не мог, что работать придется не только без основных документов, таких как проектно-сметная документация (ПСД), так еще и по смете семилетней давности.
Из показаний подсудимого: "В августе состоялся тендер, к концу сентября мы приступили к работе. Поскольку своей ПСД на центр в области еще не подготовили, пришлось взять на первое время похожий проект в Астане. На первый этап выделили 514 миллионов тенге, начали подгонять под эту сумму, поняли, что даже половину работ не сделаем. Когда начали земляные работы, компания-подрядчик сразу сказала, что все объемы работ на астанинском центре уменьшены и цены занижены. Порекомендовали, чтобы мы разобрались с заказчиком и привели в порядок ПСД, потому что в смете были заложены "копейки".
Надеясь на пересмотр сметы, Зарипов якобы неоднократно обращался к областному руководству и даже написал письмо премьер-министру РК. Но прошения предпринимателя остались без ответа.
Из показаний подсудимого: "Сразу с 2008 года начали писать письма. На тот момент начальником управления строительства был один человек, потом он сменился, пришел следующий, с ним подписывали договор. Предупреждали, что по смете имеются неучтенные расходы, на что он отвечал, чтобы пока работали, что выделенные средства нужно осваивать. Из запланированных девяти объектов восемь построили. Стройка была закончена на 80 процентов. Непредвиденные затраты по состоянию на 1 октября 2010 года составили 773 миллиона тенге. Если бы денежные средства выделили вовремя, то мы бы закончили объект. Средства не похищал, деньги полностью были истрачены на строительство. Чтобы не останавливать работу, я был вынужден продать дом и переселиться с семьей во времянку".
В те же ворота
Недостающую сумму ТОО "Пелестрой" не выделили. Вместо этого договор с генподрядчиком расторгли, убытки взыскали в судебном порядке. Стройку передали ТОО "Кумаров и К". Но центр вновь постигла неудача - через несколько месяцев работы прекратились.
В адрес учредителя фирмы Манарбека Кумарова посыпались многочисленные иски от госзаказчиков по другим объектам, которые товарищество взялось строить. И снова те же претензии: деньги выделены, но потрачены неизвестно на что, отставание от графика, задержка заработной платы, плохое качество строительства...
По данным областной прокуратуры, при проверке финансовых документов по строительству центра крови выявилась недостача на 256 миллионов тенге.
- Из них более 90 миллионов составляет сумма невыполненных работ и 165 миллионов - стоимость непоставленного оборудования, - прокомментировал прокурор второго управления прокуратуры ВКО Еркин Сеитов.
После ухода экс-акима ВКО Бердыбека Сапарбаева его преемнику досталось два проблемных объекта: областной театр драмы и центр крови. Посетив обе стройки, Даниал Ахметов дал команду в сжатые сроки их завершить. Что интересно, смету по центру крови все же "пересмотрели". Недостающие средства, а это приблизительно 700 миллионов тенге, пришлось взять из областного бюджета. Доводить медучреждение до ума поручили ТОО "ПСК Оскемен-Курылыс".
В своём глазу...
На процесс по делу Зарипова было приглашено множество свидетелей из управления строительства, департаментов финансового и строительного контроля. Специальные экспертизы и аудиторская проверка выявили множественные нарушения. Вскрылись фиктивные акты выполненных работ. К примеру, на бумаге у центра крови имелись все сети жизнеобеспечения, была произведена наружная и внутренняя отделка помещений, смонтирован антисейсмический пояс. На деле ничего этого не было. По закону каждый шаг строителя должен контролироваться чиновником из соответствующего ведомства. Как контролировали? Чтобы увидеть серьезные недочеты и подсчитать убытки, нужно было довести стройку "до крайности", а самого подрядчика - до судебной скамьи?
Руководитель палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий считает, что подобное головотяпство в строительной отрасли региона стало уже нормой:
- Не хватает персональной ответственности руководителей, которые проводят конкурсы. У нас в ВКО за прошедшие шесть лет сменилось восемь или девять начальников управления строительства. Что тут еще можно сказать? Проводится конкурс, исчезает подрядчик, меняется начальник управления строительства. Новый говорит: а это было до меня! И то же повторяет следующий начальник... На наш взгляд, конкурсная комиссия - это размывание всякой ответственности. Все стройки ориентированы не на качество, а на быстрые темпы освоения денег. Пока не поменяется система в целом и не будет персональной ответственности руководителей не только за проведение тендера, но и за постройку объектов - просвета не настанет.
По словам Игоря Шацкого, от имени предпринимателей, занятых в сфере строительства, его организация подготовила конструктивные предложения в адрес акима области. На Даниала Ахметова как эксперта в области строительства местные бизнесмены возлагают большие надежды.
Анастасия Куприянова