До внедрения медстрахования осталось четыре месяца, а эксперты и Минздрав спорят о его необходимости
Казахстанские эксперты в области экономики и общественники убеждают правительство республики "попридержать коней" и отложить внедрение медицинского страхования до лучших времен. Обсуждение вопроса достигло такого накала, что министр здравоохранения страны Елжан Биртанов решился на диалог с оппонентами в прямом телеэфире. Дискуссию с главным медиком Казахстана вел известный экономист Рахим Ошакбаев. В ходе беседы участники не только привели доводы "за" и "против" медстрахования, но и обнародовали интересные данные. Какую зарплату будут получать управляющие фондом? Действительно ли медстрахование — это способ вывести из-под государственного контроля большие суммы денег? Почему медстрахование в нашей стране больше напоминает новый налог и поможет ли эта система избавиться от очередей в поликлиниках?
Для начала напомним, что обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) вводится с января 2018 года. В фонд социального медстрахования (ФСМС) будут вкладывать средства работодатели, государство и работники. Первые с июля 2017 года уже начали вносить лепту за своих подчиненных. Одновременно с ними платить стали и индивидуальные предприниматели. С 2018 года вкладываться начнет государство. Из бюджета намерены платить за всех, кто не работает по уважительным причинам (например, учится в вузе). С 2019 года в систему включат и работников, которым предстоит отчислять энные суммы от своей зарплаты.
Застрахованные граждане смогут рассчитывать практически на любую медпомощь независимо от размеров взносов. Незастрахованные имеют право внести деньги в фонд самостоятельно, в противном случае они останутся за бортом системы — им обещают оказывать только экстренную помощь.
Средства ФСМС попадут в общую копилку, их нельзя будет снять или передать по наследству.
Несмотря на то что закон об ОСМС разработали еще в 2015 году, в него неоднократно вносили изменения. Чем чаще чиновники корректируют уже утвержденный документ, тем больше возникает сомнений в необходимости грядущей реформы. В открытый диалог с обществом несогласных вступил министр здравоохранения РК Елжан Биртанов. Его оппонентом выступил экономист Рахим Ошакбаев. В прямом эфире телеканала "Хабар" обе стороны встретились, чтобы объяснить свою позицию. YK-news.kz представляет самые интересные и неожиданные аргументы обеих сторон.
Позиция Рахима Ошакбаева — против медстрахования
Довод первый: взносы на медстраховку — это новый налог.
— Сумма платежей не зависит от возраста людей, состояния их здоровья и вероятности заболеть. Все вышеперечисленное — признаки страхового платежа. Раз ни одного из них нет, следовательно, взносы — просто новый налог. Я призываю признать данный факт.
Любопытно, что к концу дебатов глава Минздрава Елжан Биртанов произнес следующую фразу:
— Мы должны использовать все системы, чтобы здравоохранение стало более эффективным. Налогов на медицину должно быть больше.
Так и осталось неизвестным, то ли министр оговорился, то ли действительно согласился, что медстрахование — новый налог.
Довод второй: фонд будет слабо подконтролен госорганам, что может привести к неблагоприятным последствиям.
В своем выступлении Рахим Ошакбаев провел аналогию с ЕНПФ, который за последние полтора года оказался в центре громких финансовых скандалов.
— Вся суть реформы сводится к созданию очередного внебюджетного и слабо подконтрольного фонда. По сути, это будет ЕНПФ № 2, где процветает коррупционная вакханалия. Напомню, что главу пенсионного фонда в 2017 году арестовали по подозрению в хищении пяти миллиардов тенге. Тем временем Минздрав намерен вывести из бюджетных процедур более одного триллиона тенге и направить их в фонд. Надеюсь, что в фонде не будет такой ситуации, как в ЕНПФ. Но все же, куда пойдут эти деньги? Убежден, что за всем этим кроется желание бесконтрольно управлять средствами.
Довод третий: работу фонда выполняют другие подразделения Минздрава, и это требует меньших расходов.
В Казахстане существует Комитет оплаты медицинских услуг. Специалисты ведомства рассчитывают, какую сумму нужно выделить больницам и поликлиникам за оказанную заболевшим гражданам помощь.
— Фонд будет исполнять те же функции, которые сейчас возложены на Комитет оплаты медицинских услуг. Небольшой штат комитета справляется со своими задачами.
Довод четвертый: содержание фонда обойдется в весьма кругленькую сумму.
Эксперт продолжил сравнение фонда и Комитета оплаты медицинских услуг. Оказалось, для выплаты одной только заработной платы руководству ФСМС потребуются баснословные деньги.
— На содержание комитета необходимо 700 миллионов тенге в год. Во сколько обойдется содержание фонда? В 2018 году на это потребуется 8,3 миллиарда тенге, в 2019 году — 8,8 миллиарда тенге, в 2020 году — 9,3 миллиарда тенге, в 2021 году — 13,4 миллиарда тенге. Ежемесячный оклад директора фонда составляет миллион 706 тысяч тенге, других управляющих — миллион сто тысяч тенге. Неужели такие расходы оправданны, если со всех трибун говорят о нехватке бюджетных средств на нужды здравоохранения?
Довод пятый: населению придется тратить еще больше денег на лечение и профилактику болезней.
В ходе анализа, проведенного Минздравом, выяснилось, что большая часть граждан оплачивает медуслуги из своего кармана, то есть обращается в частные клиники и лаборатории. Рахим Ошакбаев уверен, что внедрение ОСМС только усугубит ситуацию.
— Расходы населения вырастут. Люди будут платить взносы в фонд со своих зарплат и раскошеливаться в частных клиниках. Несмотря на все заверения, я уверен, что и после внедрения медстрахования в больницах останутся такие же очереди и будет так же трудно попасть на прием к узким специалистам.
Довод шестой: многие страны не поддерживают страховую медицину.
Напомним, что в своем развитии Казахстан ориентируется на опыт стран ОЭСР (державы, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития).
— Неправда, что все развитые страны придерживаются страховой модели. Бюджетная модель принята в Новой Зеландии, Швеции, Дании и Норвегии. Мы вполне можем ориентироваться на них.
Довод седьмой: мы слишком торопимся.
— Развитым странам на переход потребовалось 30 — 40 лет. Германия и вовсе переходила на новую модель на протяжении 120 лет. Каким образом мы сделаем это за пару лет? Нужно приостановить реформу хотя бы до 2020 года.
Довод восьмой: в Казахстане недостаточно высокий уровень доходов.
— С экономической точки зрения внедрять страховую медицину можно при высоком уровне доходов на душу населения. В восьми странах ОЭСР показатель ВВП составляет 36 тысяч долларов на душу населения. У нас — семь тысяч тенге. Разница очевидна.
Позиция Елжана Биртанова — за медстрахование
Елжан Биртанов, 46 лет. Министр здравоохранения РК. Ранее был вице-министром здравоохранения. Родился в Джамбуле. Учился в России, США и Германии. Работал медбратом, а затем врачом-реаниматологом. |
Довод первый: хорошее здравоохранение стоит дорого.
— Все граждане хотят, чтобы казахстанская медицина имела европейский уровень. Но никто не задумывается о том, сколько это стоит. В развитых странах на здравоохранение расходуют минимум в десять раз больше денег, чем у нас. Мы не можем выделять больше средств из бюджета, потому что тогда придется забирать средства, выделенные для других направлений, например образования или обороны. Думаю, все понимают, что это нереально. С годами вопрос не разрешится, потому что появляются новое оборудование и лекарства, которые стоят недешево. Нужно признать, что нам нужно больше денег.
Довод второй: ФОМС будет защищать права пациентов.
— ФОМС будет не только собирать средства, но и защищать права потребителей, контролировать качество оказания медуслуг. Частные клиники тоже будут заинтересованы в страховой медицине, сейчас мы собираем предложения от частных медорганизаций.
Довод третий: из-за недостаточной заработной платы востребованные врачи уходят в частную медицину.
— С нехваткой узких специалистов сталкивались все. Например, врач общей практики направил ребенка к невропатологу, а последний ушел в частную клинику. Почему ушел? В госполиклинике у него был доход порядка 80 тысяч тенге. В частной организации он получает в два — три раза больше. Благодаря фонду мы сможем поднять заработную плату медикам, и отток кадров прекратится. В целом нужно 12 миллиардов тенге, чтобы полностью обеспечить больницы всех регионов узкими специалистами.
Довод четвертый: увеличим пакет бесплатной помощи и лекарств.
— Увеличим количество бесплатных лекарств, людям будет доступно больше обследований, расширится выбор клиник. Внедрение ОСМС — это вклад в будущее.
Пусть говорят
В ходе дебатов собеседникам не удалось убедить друг друга. Рахим Ошакбаев передал министру два портфеля: первый с вопросами от населения, второй с исследованиями на тему ОСМС. Все их проводил центр прикладных исследований "ТАЛАП", который возглавляет Рахим Ошакбаев. Чуть позже стало известно, что Министерство здравоохранения и центр "ТАЛАП" заключили меморандум о сотрудничестве по вопросам внедрения медстрахования.
От редакции
До внедрения медстрахования осталось четыре месяца. Но ответов на многие вопросы, как фундаментального, так и прикладного характера, до сих пор нет.
Например, каким образом будут выяснять, застрахован ли человек, если сельские амбулатории и больницы зачастую в должной мере не обеспечены компьютерами?
Ранее Минздрав пояснял, что медики должны сначала оказать помощь человеку, а потом разбираться, застрахован ли он. Если пациент окажется вне системы страхования, будут ли врачам оплачивать их работу? Если нет, то много ли найдется медиков, желающих трудиться бесплатно, а то и с риском получить штраф за оказание неэкстренной помощи незастрахованному человеку?
Также непонятно, каким образом с помощью ОСМС казахстанцев будут приучать вести здоровый образ жизни. На этапе разработки законопроекта профсоюзы РК выступили с предложением снижать размер взносов или возвращать часть денег тому, кто проходит скрининговые осмотры и посещает спортивные секции. Однако предложение не одобрили.
Елена Балова