Бозумбаев объяснил, почему в нефтяной стране не хватает бензина
Глава министерства энергетики РК в обширном интервью Рахиму Ошакбаеву ответил на вопрос, почему в нефтяной стране периодически не хватает бензина, передает Zakon.kz.
"Это те вопросы, которые очень часто нам задают жители страны, потребители нефтепродуктов. И онлайн задают, и письма пишут. В целом, нужно здесь говорить о балансе производства нефтепродуктов в Казахстане. У нас есть такая историческая проблема — 70% бензина мы производим сами, 30% завозим извне. От 10 до 15% дизельного топлива также мы вынуждены импортировать, потому что внутреннего производства у нас, на самом деле, не хватает", — сказал Канат Бозумбаев.
По его словам, в наследство от КазССР Казахстан получил три крупных НПЗ.
"До 2012-2013 годов они в полном объеме удовлетворяли спрос на ГСМ в нашей стране, в первую очередь на бензин и дизельное топливо. Потом выросло потребление и заводы перестали покрывать ту потребность, которая есть", — сообщил министр.
Как отметил министр, в 2013 году было принято решение о строительстве четвертого НПЗ или же модернизации трех существующих. Он также сообщил, что на сегодняшний день в стране имеются 36 НПЗ, в числе которых имеются и мини-НПЗ.
"Часто такое мнение слышим: "вот надо загрузить эти мини-НПЗ и все будет в "шоколаде". Я вам скажу, что это не так, потому что, к сожалению, структура продукции от мини-НПЗ примитивна, в основном темные нефтепродукты. Только два мини-НПЗ удовлетворяют требования по светлым нефтепродуктам — бензина и дизельного топлива. Остальные все выпускают мазут и темные виды нефтепродуктов, которые затем как полуфабрикат экспортируют в другие страны", — проинформировал министр.
Бозумбаев отметил, что строительство четвертого НПЗ является безусловным решением вопроса. Программа модернизации НПЗ, принятая в 2013 году, затянулась, однако она заканчивается. К концу нынешнего года Павлодарский и Атырауский НПЗ должны закончить работы по модернизации.
"Если "Казмунайгаз" нас не подведет и выполнит свои обещания и обязательства, то Павлодарский НПЗ в декабре должен начать линейку продукции, обновленную дать. Атырауский НПЗ во второй половине декабря тоже дать полностью обновленную линейку. Тогда мы можем считать, что модернизация на этих двух НПЗ завершена. Мощность и глубина переработки на этих нефтеперерабатывающих заводах будут увеличены и улучшены", — подчеркнул Бозумбаев.
По его словам, во втором полугодии 2018 года при условии, если "Казмунайгаз" наконец завершит все этапы модернизации трех НПЗ, в стране будет профицит по бензину.
"Мы на 100% закроем потребность в АИ-92, АИ-95. По АИ-98 — мы будем производить его, но не в таком большом количестве. Разница между 95-м и 98-м не такая большая. По нему спрос не такой большой, сможем закрывать. По дизельному топливу — мы будем производить и летнее, и межсезонное, и зимнее дизтопливо. Тоже с профицитом, и у нас 100% будет закрыта наша потребность за счет наших собственных ресурсов", — заключил министр.