Династия Чакилевых: художники, спортсмены и просто счастливые люди
Нет такого уголка на Рудном Алтае, где не ступала нога Чакилевых. Дружной командой они совершили множество пеших походов. Исходили весь казахстанский Алтай. Несколько раз поднимались на Белуху. В семье берегут прошлое и с надеждой смотрят вперед.
Будем знакомы!
Чакилевы — уникальная фамилия. Многодетные семьи в наше время — редкость, но все же встречаются. Однако не каждая из них может похвастаться таким взаимопониманием и общностью интересов.
Алексей Чакилев известен в республике и за ее пределами как талантливый фотохудожник, снимки которого не раз выставлялись в музеях города. А одна из его работ вошла в ТОП-100 Всемирного конкурса фотографов в 2009 году. В своем творчестве Алексей всегда отдавал предпочтение неповторимой красоте родной природы, которую знал досконально. Ведь кроме занятий фотографией он еще и водил туристические группы по Казахстанскому Алтаю. Причем это были длительные и сложные походы, включающие восхождение на высшую точку Алтая — Белуху.
Мать семейства Нина родилась в России. Приехав в 1976 году в Усть-Каменогорск по распределению, с первого взгляда влюбилась в здешнюю природу. После знакомства с будущим мужем стала первым и самым верным спутником в его походах.
К сожалению, в 2017 году Алексея не стало. Это был тяжелый удар, ведь любимый отец и муж был настоящим двигателем для всего семейного механизма. До сих пор семья не может примириться с этой потерей.
Но узы Чакилевых по-прежнему крепки. Они всегда все делают сообща. Вместе проводят семейные праздники на природе. А когда у Нины Борисовны случилась травма, на помощь к маме в тот же день слетелось все семейство.
Старшая дочь Люба сейчас растит уже третьего малыша. Окончив одновременно ВКГУ по специальности "психология" и медучилище, она выбрала профессию фармацевта.
У Вани тоже трое детей. Иван — единственный сын четы Чакилевых. Он работает начальником смены на Риддерской ТЭЦ. Несмотря на загруженность на работе и большую семью, не оставляет своего пламенного пристрастия к горному велосипеду.
Средняя дочь Маша, достигнув вершины в двух зимних видах спорта — фристайле и сноуборде, связала свою трудовую жизнь с любимым занятием. Она тренирует ребят в спортивной школе. У Маши две очаровательные дочки.
Младшая дочь Светлана сменила много профессий: была инструктором по горным лыжам и сноуборду, организатором на турбазе. Когда вышла замуж и пошли дети, то выбрала себе более спокойную работу — продавца-консультанта в магазине спортивных товаров. Поскольку опыта в походной жизни и различных видах спорта ей не занимать, то лучшего специалиста по снаряжению найти трудно. Сейчас Света нянчит своего второго сына — Илюшу.
Чакилевы-дети крепки и телом, и духом. Трое из них — мастера спорта. Ребята освоили горный велосипед, не утратили любви и к пешим вылазкам. После рождения старшего сына Светлана уже через две недели ушла с семьей в поход. Новое поколение приобщается к палаточному быту и длительным переходам в буквальном смысле с пеленок.
Семейные традиции
Когда ребята появились на свет, родители ни на йоту не изменили свой непоседливый образ жизни. Продолжали исследовать природные красоты вместе с чадами и домочадцами. У Чакилевых даже три собаки и кот познали вкус походной жизни на собственных шкурах.
Нина Борисовна бережно сохраняет память о самых волнующих впечатлениях совместных экспедиций: восхождения на Белуху, спуск в Чашу между Ивановским и Черепановским хребтами, празднование нового 2000 года на заимке в районе Медведки в тридцатиградусный мороз у костра. Тогда у зимовки под тяжестью снега рухнула крыша. Отец с Ваней из досок сделали заслон от ветра, а старшие девочки и Нина Борисовна занимались ужином. Маленькая Светланка уснула, завернутая в несколько спальников. Пельмени пришлось варить на костре, а шампанское и салаты замерзли в камень. Ближайшую к кострищу неохватную ель украсили, как могли, по низу — до верхушки было не дотянуться. Так и веселились всю ночь у огня, хороводы водили, как двенадцать месяцев из сказки. К утру пошла поземка, и, пока не замело тропу, семейство спустилось по Громатухе в Риддер.
Нина Борисовна |
— Когда ногами все проходишь, то и видишь лучше, и запоминается больше, — улыбается Нина. — Однажды мы ушли от Малоубинского водохранилища до Тургусуна. А это сорок четыре километра! И ребята хоть бы пикнули! Шли себе и шли. Походы многое дали детям. И мне нравится, что они теперь со своими детьми это продолжают.
В далекие 1990-е годы рюкзаки, палатки и спальники были для многодетной семьи роскошью. Поэтому Нина шила их своими руками.
Порой знакомые в недоумении пожимали плечами: зачем вам все это? Не проще ли отдыхать с комфортом где-нибудь на турбазе?
— Это надо увидеть и почувствовать, — убеждена Нина Борисовна. — Провести выходные где-нибудь на Сержихе, на пасеке в лесу. Сходить в баню, нырнуть после нее в прорубь. Вернуться назад, полными сил и впечатлений. Здоровыми физически и духовно!
Беречь прошлое
В конце 1990-х в поисках следов пропавшего во время сталинских репрессий прадеда Чакилевы совершили несколько пеших экспедиций в район Малоубинского водохранилища в 60 километрах от Риддера. Дед Алексея Александровича, как и многие тогда, был осужден по 158-й статье за контрреволюционную деятельность. В болоте под горой Золотой, по рассказам местных жителей, захоронено немало заключенных, работавших до изнеможения на строительстве плотины.
— Брали камни с Громатухи и возили тачками. Строили вручную, кто не выдерживал — того в болото. И дед Алешин, возможно, так сгинул. Когда мы там были, то видели, что осталось с тех времен: брошенные тачки, разрушенные бараки и руины столовой, — вспоминает Нина Чакилева. — Даже стоял еще английский паровой экскаватор. Сейчас уже нет — местные растащили. Но у нас на фотографиях эти свидетельства сохранились.
На горе Золотой Чакилевы по собственному почину установили мемориальную доску в память о репрессированных рабочих, погибших на строительстве. Ее прикрепили к причудливой скале, названной местными жителями за внешнее сходство Танком. На скромной металлической табличке — строки стихотворения, которое сочинила Люба, с предупреждением: "Не забывайте вы, друзья, кошмары этих лет прошедших!" А на берегу одной из бухточек водохранилища теперь есть памятник и дедушке.
Смотреть в будущее
В отличие от тех наших современников, кто считает, что за границей и щи гуще, и кисель слаще, Нина Борисовна и ребята твердо убеждены, что их будущее связано с родными местами. В грядущее семья смотрит с неиссякаемым оптимизмом, несмотря ни на что.
— Если не решать проблемы, то будущее будет печальным. Но я в наш народ верю. Он бойкий и со всеми проблемами со временем справится, — считает младшая дочь семьи Светлана. — Радует свобода. Возможность действовать в плане развития личности. Мы можем черпать информацию обо всем мире. Смотрим, как развиваются другие люди, в других уголках планеты и страны. Мне кажется, это самое главное условие, позволяющее нам не стоять на месте. И мне не интересно уезжать отсюда. Это мой край, энергетически мне в нем хорошо. Я его люблю и хочу жить здесь.
Несмотря на недавнюю потерю отца, духовная сила Чакилевых позволяет им не спасовать перед жизнью. На данный момент у Нины Борисовны девять внуков, и это еще не предел.
— Мне кажется, что Алеша просто ушел в горы. Туда, куда всегда хотел, — признается она.
Елена Мацковская
Фото Алексея Чакилева и Светланы Николаевой