Жители Усть-Каменогорска владеют десятками телефонных номеров, которые они не покупали
Гражданин решил проверить, зарегистрирован ли на него телефон, которым он пользуется. К своему удивлению обнаружил, что является обладателем более чем двух сотен номеров оператора, к услугам которого никогда не прибегал. Кто регистрирует номера на ничего не подозревающих граждан? Почему ваша связь может оказаться заблокированной в самый нужный момент? Что делать, если к вашему ИИН привязаны чужие номера? Есть ли гарантия, что на вас вновь не привяжут "левые" номера, изучал корреспондент YK-news.kz.
О том, что телефонный номер будет привязываться к ИИН своего владельца, а все незарегистрированные отключат с 1 января 2019 года, казахстанцев начали предупреждать ещё в конце 2018 года. Впрочем, обещанного массового отключения в январе не произошло, так что народ изрядно расслабился. Как выяснилось, совершенно зря. К концу года у абонентов самых разных телефонных компаний враз стали появляться проблемы со связью.
"Что мне делать? Мне телефон заблокировали: мол, устройство уже было зарегистрировано ранее, несовпадение данных. Но самое интересное, что его не регистрировали. Можно ли обойти эту систему? Телефон был давно куплен и документов нет..." — негодует в одном из городских пабликов пользователь Raisa Zharnovnikova.
"Симка зарегистрирована на меня. В другой телефон вставил: мало того, что симку заблокировали, так еще и телефон теперь другие симки не видит, не продашь!" — возмущается горожанин Руслан Сакосов.
29 ноября горожане, оставшиеся без связи, атаковали сервисный центр Beeline. Видеозапись ажиотажа была опубликована в соцсетях. Между тем причина сбоя связи проста. Операторы начали наводить порядок, блокируя те номера, которые зарегистрированы на "левых" владельцев.
Вячеслав Афанасьев решил проверить, привязан ли к его ИИН номер, которым он пользуется. Каково же было его удивление, когда помимо реального номера Beeline на нём обнаружились ещё 217 номеров Tele2. Пикантность ситуации заключается в том, что Вячеслав никогда не пользовался услугами этого оператора, телефоны и SIM-карты не покупал и личных данных в сервисный центр не предоставлял.
Прежде чем обратиться в сервисный центр Tele2/Altel, горожанин несколько дней отслеживал через сайт количество номеров, которые на нём числятся. Через пару дней их стало 143, а затем и вовсе 119. Вячеслав счёл, что даже столько номеров, которыми пользуются чужие люди, ему не нужно, и пошёл в один из городских офисов сотового оператора.
Девушка-менеджер предположила, что "левые" номера появились у гражданина стараниями продавцов SIM-карт:
— Видимо, в точке дилера что-то приобретали. Там же не только Tele2 продаётся. Копию удостоверения оставили, а недобросовестный дилер ею воспользовался. Почему он так делает, вопрос уже не к нам.
Между тем подобная ситуация именно с компанией Tele2 повторилась в точности и с другим жителем Усть-Каменогорска. Игорь Алексеевич Крук при проверке обнаружил, что к его ИИН привязаны 45 номеров этого оператора. При этом сам он всегда пользуется номером Beeline и к услугам Tele2 никогда не прибегал.
На вопрос о том, как гражданин может обезопасить себя от самопроизвольного возникновения "левых" номеров, в офисе только пожали плечами:
— Ну, не покупайте их!
Фокус в том, что ни один из наших героев их и не покупал. А от дилеров, которые продают номера на улицах и в переходах, в офисе открестились:
— Мы можем контролировать только тех, кто приходит сюда. Откуда берут номера те, кто раздаёт их на улице, я не знаю. Каким образом они их регистрируют, тоже понятия не имею.
Как и кем оформляется фиктивная регистрация, не смогли объяснить и в головной структуре.
— Законодательством не ограничено количество номеров, которые можно оформить на одного абонента, — сообщает директор по связям с общественностью Tele2/Altel Евгения Бекбулатова. — В ряде случаев физические лица или ИП могут оформить на себя номера с целью последующей перепродажи, что само по себе также напрямую не запрещено законодательством. Но при этом каждый абонент и лица, которые перепродают SIM-карты, обязаны обеспечить перерегистрацию на настоящего пользователя номера. Ответственность за это лежит на таких лицах и абонентах. В то же время мы понимаем, что бывают случаи, когда номерами пользуются другие люди, которые не знают и не задумываются о том, на кого оформлен номер. В связи с этим мы проводим постоянную работу по вычистке абонентских данных, делаем регулярные рассылки с напоминанием о необходимости обновления данных и проведения регистрации. Следуя требованиям законодательства, компания создала эффективные механизмы для упрощённой регистрации. Множество раз мы обращались к абонентам с призывом проверить регистрацию и, если данные не совпадают, — перерегистрировать SIM-карты на себя. Но результат в большинстве случаев отрицательный.
После того как Вячеслав Афанасьев обратился в офис Tele2/Altel и оформил заявление, все зарегистрированные на него номера были заблокированы. А это значит, что связи враз лишились 119 человек. Легко догадаться, что это вызвало у них негодование. Но людей, желающих избавиться от "левых" номеров, тоже легко понять. Ведь любой такой номер может быть использован для совершения преступления. А под подозрением окажется не тот, кто держал трубку в руках, а тот, чьи данные значатся в базе.
Самым печальным в этой истории, на наш взгляд, является то, что никто не может гарантировать, что на ИИН ничего не подозревающего гражданина не будут оформляться новые номера. Быть может, в тот момент, когда Вячеслав писал своё заявление, где-нибудь в переходе бойкий дилер снова продал прохожему симку, оформленную по копии его документа?
Проверить мобильные номера, зарегистрированные на ваш ИИН, можно по адресу: www.imei.rfs.gov.kz.
Для ликвидации не принадлежащих вам номеров нужно обратиться в офис соответствующего оператора и собственноручно написать заявление.
Ирина Плотникова