Парламентарии требуют объяснить низкое качество знаний школьников
В декабре 2019 года были подведены итоги двух международных исследований в области образования. Они неутешительны для Казахстана. Наша страна оказалась восьмой с конца. Почему молодые казахстанцы решают практические задачи хуже, чем их бабушки? Почему некоторые родители и педагоги выступают против "обновлёнки", изучал корреспондент YK-news.kz.
Неутешительные итоги
Все реформы, сотрясающие казахстанскую систему образования на протяжении десяти лет, преследовали одну цель — повысить функциональную грамотность выпускников наших школ. А она подразумевает способность решать практические жизненные задачи, используя полученные в школе знания. То, что наши дети с такими заданиями справляются не слишком хорошо, выявило участие Казахстана в исследовании PISA (тест, оценивающий грамотность школьников в разных государствах мира и умение применять знания на практике. Проводится раз в три года – прим. ред.) ещё в 2009 году.
"Страны с уровнем дохода на душу населения, сравнимым с Казахстаном (в частности, Турция и Россия), показали намного более высокую успеваемость по математике, естествознанию и чтению, — говорится в итоговом анализе исследования. — Что самое важное, по оценкам в чтении Казахстан все еще отстает на один год обучения от среднего значения по странам Европы и Центральной Азии и почти на два года обучения в целом".
Вокруг исследования 2015 года вообще разгорелся жуткий скандал. В официальном отчёте ОЭСР (организации экономического сотрудничества и развития – прим. ред.) о PISA-2015 указано, что результаты Казахстана недействительны вследствие нарушения правил маркировки заданий тестирования. Иными словами, нашу страну заподозрили в подлоге, так как показатели оказались неожиданно хороши: по математике и естествознанию на 55 баллов выше, чем в 2009 году, по читательской грамотности — выше на 47 баллов.
Сомнения в невиданном взлёте качества знаний подтвердили итоги PISA-2018, обнародованные в декабре 2019 года. Они воистину шокируют. После всех усилий и средств, затраченных в нашей стране на реформу образования, через девять лет школьники показали ещё более низкое качество знаний и функциональной грамотности, чем при первом исследовании. По естествознанию в 2009 году было 400 баллов, в 2018 году — уже 397, по читательской грамотности в 2009 году — 390 баллов, в 2018 году — 387. Выше оказались достижения только по математике: в 2009 году — 405 баллов, в 2018 году — 423.
Разобраться в причинах
МОН РК поспешило объяснить низкие результаты непривычной для учеников формой тестирования — компьютерной.
— В тесте нет возможности возвращаться назад к предыдущим вопросам, — комментирует министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. — Традиционно ученики привыкли возвращаться к трудным вопросам или пересматривать свои ответы. Этого они не могли сделать по сравнению с бумажной версией.
Другую причину провала министр видит в том, что тест писали ученики 9 - 10 классов, которые не обучались по "обновлёнке":
— Эффект от обновлённых программ мы сможем увидеть, начиная с PISA-2021, в идеале в PISA-2024. К этому времени школьники, которые будут сдавать PISA-2024, будут учиться семь-восемь лет по обновлённому содержанию.
Хотелось бы разделить оптимизм наших чиновников, но как-то не получается. Ведь постоянные реформы сотрясают казахстанское образование с начала 2000-х годов. Вначале школа пережила "учебники нового поколения". В 2004 году было введено единое национальное тестирование вместо традиционных устных и письменных экзаменов. Затем был объявлен переход к 12-летнему образованию, который предполагалось завершить ещё к 2012 году, однако он не состоялся по сей день. "Компетентностный подход", "функциональная грамотность" — чем только ни занимались школы за эти годы. И каковы результаты всех этих новаций?
По итогам PISA-2018 Казахстан оказался на 69 месте из 77. О том, что эта позиция не случайна, свидетельствует и международный мониторинг PIAAC (международная программа по оценке компетенций взрослого населения – прим. ред.), изучавший навыки казахстанцев от 16 до 65 лет по уровню читательской и математической грамотности, а также решению задач в высокотехнологичной среде. Он подтвердил то, о чём уже настоятельно говорят некоторые учителя и родители: прежняя система образования давала куда более прочные знания и умения.
— В этом исследовании наши 55 – 65-летние показывают результаты лучше, чем группы 16 - 24-летних! — констатировала в своём запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина депутат Мажилиса Ирина Смирнова. — То есть старшее поколение гораздо качественнее подготовлено, чем молодежь, и сохранило полученные навыки на долгие годы. Показатели навыков решения задач в высокотехнологичной среде практически одинаковы для 25 – 34-летних и 55 – 65-летних! В то же время молодежь в странах ОЭСР демонстрирует гораздо более высокие результаты, чем старшее поколение. И в целом международные исследования подтвердили мнение общества о низком качестве образования в нашей стране. Итоги исследования PISA 2012 и 2018 годов почти не различаются, то есть роста качества знаний за указанный период не произошло. И это при том, что уже более десяти лет учащиеся занимаются по новым учебникам и программам, а учителя прошли курсы повышения квалификации по так называемым новым подходам в образовании!
Мажилисвумен считает, что катастрофические результаты напрямую связаны с низкими расходами на образование в нашей стране. Чем больше затрат на одного ученика, тем выше качество образования. Она привела цифры: в Сингапуре, Японии, Финляндии, лидирующих по итогам исследования, государственные расходы на одного учащегося составляют 10 - 14 тысяч долларов, тогда как в Казахстане подушевое финансирование — 230 тысяч тенге или 600 долларов в год.
Продолжается и экономия на учителях. Ирина Смирнова потребовала установить размер зарплаты начинающего учителя на уровне не менее средней по стране с дальнейшим повышением в зависимости от квалификации и стажа. Также депутат призвала чиновников от образования провести честный разбор ситуации.
— Разъяснения МОН о том, что испытуемые впервые проходили исследование в электронном виде и поэтому не показали хороших результатов, — не состоятельно, — считает депутат. — К примеру, Украина первый раз участвовала в мониторинге и заняла 39 место, назвав этот показатель катастрофой!
Чему учат в школе?
Между тем многие рядовые учителя вовсе не разделяют оптимизма профильного министерства относительно чудодейственного эффекта "обновлёнки". Вот некоторые высказывания тех, кто много лет "сеет разумное, доброе, вечное", следовательно, имеет возможность сравнивать результаты обучения в прежней и новой системе образования.
Вот мнение анонимного учителя русского языка, опубликованное на некоторых электронных ресурсах:
"Веду уроки русского языка в 5 классе — и не могу избавиться от ощущения дежавю — будто нахожусь на уроке немецкого языка, где путешествую вместе с репортером Шрайбикусом. Он то в аэропорт нас приглашает, то в библиотеку, то на известный курорт. Мыслимое ли дело — девять уроков русского языка изучать виды транспорта?! При этом грамматический материал выдаётся "попутно", на бегу, потому что основная цель большинства уроков — построение связных высказываний на заданную тему. Подразумевается, что так мы формируем у школьников функциональную грамотность, то есть "обучаем для жизни": они смогут поддержать беседу на любую тему. А то, что язык функционирует на основе определённых законов, без знания которых невозможно научиться использовать его инструментарий в повседневной жизни (написать заявление, составить резюме и т. п.), в расчет не берется. Это что-то второстепенное, неактуальное. Результат — грамотность катастрофически падает, потому что орфографические и пунктуационные навыки нужно отрабатывать из урока в урок, а у нас нет на это времени".
А вот мнение учителя географии одной из усть-каменогорских школ:
— Сейчас география — больше не устный предмет. Сплошные контрольные — СОРы и СОЧи, времени ни на что не хватает. С картой работать некогда. Темы ни с чем не связаны. Раньше всё шло логически: вначале основы географии, потом отрабатываем на материках. Физическая география, потом экономическая. А сейчас куча понятий, которые для понимания материала вообще не нужны. Я не понимаю, как у детей сложится какое-то мировоззрение из этого! Впечатления о пространстве просто нет.
Мнение учителя истории:
— При изучении истории особенно важны причинно-следственные связи. Педагог должен отличать, где главные факты, где второстепенные, а где иллюстративный материал, который всего лишь демонстрирует, как работает историческая закономерность. В учебниках по "обновлёнке" эта разница совсем пропала. В результате книга, с которой должны работать дети, которая становится для них основным источником информации, содержит всё что угодно, но только не систему знаний. История — это наука, развивающаяся во времени. Но в 5 классе, когда начинается изучение истории, отсутствует периодизация исторического процесса, не объясняются и не отрабатываются правила счёта лет. А потом в задании СОРа по Древнему Египту от ребёнка требуется определить, что относится к истории Древнего или Нового царства. Каким образом он может это сделать? Сейчас в учебниках есть вырванные из контекста яркие факты, которые, может, и запомнятся с точки зрения эмоций, но не складываются в целостную картину процесса.
Другой усть-каменогорский историк добавляет:
— При новом подходе теряется критерий истины. В учебнике и заданиях — ошибки. Методологии изучения предмета нет. Панацеей объявлена групповая работа детей методом "мозгового штурма". Но законы логики гласят: умозаключение, которое базируется на неверной посылке, не может быть верным. Итоги мы ежедневно видим в комментариях интернет-пользователей — дичь и неграмотность. Они попросту не понимают, как общество функционирует. Мировоззрение — это система ориентации человека в мире. О какой конкурентоспособности человека будущего можно говорить, если он не в состоянии делать правильные выводы из фактов действительности?
Народ против?
Пока чиновники уповают на то, что качество знаний учеников повысится, когда в исследовании примут участие "птенцы обновлёнки", в Казахстане усиливаются выступления против этой системы. В октябре 2019 года обновлённое содержание образования публично раскритиковала в своём нашумевшем интервью одному из российских изданий учитель истории из Кокшетау Алия Ахетова. Её выступление привлекло внимание президента Касым-Жомарта Токаева, который распорядился разобраться в ситуации.
В конце первой четверти родители инициировали в интернете петицию за отмену "обновлёнки". Набрав за два дня более 17 тысяч голосов, петиция была закрыта. А чиновники МОН поспешили заявить, что ничего не знают об этой инициативе.
— Мы сегодня не знаем, что это за петиция, родители ли это или какая-то категория, — выступила вице-министр образования и науки Шолпан Каринова. — Не в нашей компетенции определять это. Но мы работаем как со школами, так и с учителями, с родителями, ведем разъяснительную работу.
Видимо, пока эти разъяснения не слишком убедительны. В ноябре против "обновлёнки" высказался и кандидат педагогических наук, профессор, директор ТОО "Научно-внедренческий центр "Образовательный технопарк" Фёдор Вассерман.
— Образование — это безопасность государства, — напомнил учёный. — Вот и подумайте, как назвать то, что диктатура одного направления парализовала всю систему. Диверсия? Дилетантство? Что-то еще? И чем дальше, тем больше проблем у "обновленки". Но дети не могут ждать, пока все ошибки будут исправлены.
Ирина Плотникова