Чем грозит Казахстану глобальное потепление
По мнению специалистов РГП "Казгидромет", основной тенденцией климатических изменений на территории Казахстана является быстрое потепление. Оно отмечается на территории страны в течение нескольких десятков лет. Вопрос климатического будущего республики стал лейтмотивом выступления главы государства Касым-Жомарта Токаева на экологической конференции, посвященной достижению Казахстаном углеродной нейтральности.
В "тисках" глобального потепления
Хорошо, наверное, жить где-нибудь в субтропиках рядом с большой рекой или морским заливом, где достаточно просто воткнуть в землю семечко, чтобы через несколько лет выросла финиковая пальма или апельсиновое дерево. Ведь недаром первые цивилизации на Земле возникли именно в таких местах: в Египте и Двуречье, на берегах Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ.
Нашим предкам, увы, так не повезло, и климат нам достался "мерзкоконтинентальный", по меткому выражению какого-то из интернетовских остряков. Нашим предкам пришлось приспосабливаться к нему на протяжении двух тысячелетий. Суровые морозы в течение одного цикла сменяются раскаленной жарой, разница между зимой и летом достигает нескольких десятков градусов. В таком климате сами собой растут только самые неистребимые сорняки, а культурные растения испокон веков приходилось возделывать, вкладывая в это массу труда и времени. А в некоторых регионах нашей обширной родины земледелие до сих пор попросту невозможно.
В последние годы, в условиях глобального потепления, изотермы на карте Казахстана также стабильно ползут вверх.
— Во многих месяцах на протяжении последних двух лет фиксируются экстравысокие температуры, — отмечает начальник управления климатических исследований РГП "Казгидромет" Светлана Долгих. — В 2020 году они отмечались с января по май во многих областях республики. В 2021 году экстратеплыми на всей территории Казахстана были май и август. Это не отменяет, впрочем, и сильных холодов, которые регистрировались в октябре и ноябре прошлого, а также в январе 2021 года в северных и восточных областях.
По многолетним наблюдениям специалистов-метеорологов общей тенденцией для всей территории страны является сильное потепление в марте, а в целом теплеет неоднородно — и по сезонам, и по территории.
— Возможные последствия климатических изменений — в первую очередь рост температуры воздуха, сокращение осадков (сейчас ежегодный прирост осадков составляет всего 10 – 15 процентов, а к концу века прогнозируется до 20 процентов при благоприятном для климата развитии экономики), — предрекает климатолог.
Столь быстрое нарастание тепла — результат деятельности человека.
— Причиной быстрого потепления климата планеты, в том числе и на нашей территории, я считаю парниковые газы, — убеждена Светлана Анатольевна. — И беда не в том, что из-за них теплеет в целом климат земли, а в том, что это происходит очень быстро. Не все экосистемы могут приспособиться к столь быстрым изменениям климатических условий.
У сухого русла
Одним из самых уязвимых природных аспектов в Казахстане являются его водные ресурсы.
— Сейчас регистрируется сокращение осадков в южных областях в летний период, которое в сочетании с высокими температурами вызывает рост засух, — подтверждает климатолог Долгих. — Этот процесс прогрессирует. В нынешнем году были засухи на западе и северо-западе страны. В прошлом году также фиксировался дефицит осадков по многим областям. При неблагоприятном развитии экономики возможна аридизация (высыхание) южных областей.
Недавно Всемирный банк опубликовал доклад об использовании водных ресурсов планеты. В нем говорится о том, что сельскому хозяйству Казахстана неминуемо придется перестраиваться в связи с климатическими изменениями, в условиях возможной аридизации. А следовательно, необходимо менять политику водопользования.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев также обеспокоен подобными перспективами. На конференции "Пути достижения целей Парижского соглашения и углеродной нейтральности Казахстана" он сообщил, что, по данным ООН, в связи с глобальным потеплением и антропогенным воздействием мировой дефицит воды к 2030 году может достичь 40 процентов. И этот дефицит повлияет на нашу страну даже в том случае, если климатическая засуха нас минует.
— Водная безопасность Казахстана во многом зависит от гидрологического и экологического состояния трансграничных рек, — отметил Президент РК в своем выступлении. — Сегодня наблюдается снижение объемов поступающей воды из сопредельных стран. Это приводит к нарушению естественного водного баланса рек и озер, а также к ухудшению экологического положения в ряде регионов Казахстана.
Здесь надо понимать, что крупнейшая из трансграничных рек протекает по территории ВКО, и у нас есть невеселые шансы ухудшить и без того небезупречную экологию региона.
В последние годы под эгидой ООН был принят ряд международных соглашений, регулирующих вопросы охраны и использования трансграничных водотоков. Но зачастую они работают недостаточно, как часто бывает в сферах, где сталкиваются интересы разных стран.
— Думаю, назрела необходимость координации усилий по фактическому выполнению международных обязательств путем расширенного диалога и сотрудничества, — резюмировал Касым-Жомарт Токаев. — В этом вопросе мы рассчитываем на поддержку партнеров и международного сообщества.
От засухи — к голоду?
Легко заявить о необходимости совместных действий, но пока будут заключены соответствующие договоры, пока вступят в силу законодательные поправки, пока до большинства реальных водопользователей или владельцев предприятий, выпускающих в атмосферу парниковые газы, дойдет необходимость эти законы соблюдать, может пройти немало времени. Не получится ли так, что Казахстан в этот период пройдет экологическую "точку невозврата" и предпринимать что-то станет уже попросту поздно? Сколько вообще времени у нас осталось? С этим вопросом мы опять-таки обратились к климатологу.
— Мы не делаем столь долгосрочных прогнозов, чтобы определить, к каким последствиям изменение климата приведет в ближайшие годы, — рассказала Светлана Долгих. — Мы проводим глобальное климатическое моделирование. Оно предполагает не прогноз, а возможный сценарий, который зависит и от возможного роста макроэкономики. Отсюда, мы можем просчитать несколько возможных путей изменения погоды в диапазоне от желаемого варианта, предполагающего значительное сокращение выбросов в атмосферу Земли, до нежелательного, когда вопрос получения максимальной прибыли будет превалировать над сохранением окружающей среды. Отсюда получится несколько вариантов возможного развития событий.
Аналитики говорят о том, что в случае неблагоприятного развития событий уже к 2030 году почти на 40 процентов может снизиться урожайность пшеницы. А Казахстан входит в десятку крупнейших производителей пшеницы и экспортирует ее до семи миллионов тонн в год.
— В условиях ожидаемого климата 2030 года урожайность пшеницы в среднем по семи исследуемым областям — Акмолинская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Костанайская, Павлодарская и Северо-Казахстанская — составит 63 – 87 процентов от ее современного уровня, — проинформировал Касым-Жомарт Кемелевич на конференции. — Учитывая, что Казахстан является единственной страной-экспортером, это неизбежно создаст угрозу продовольственной безопасности в Центральной Азии. Это простой практический пример того, что борьба с изменением климата — это наше общее и крайне важное дело. Следует четко понимать: действия стран и правительств все еще могут влиять на изменения климата и его стабилизацию.
Действовать по плану
— Выход — в сокращении выбросов парниковых газов от предприятий, автотранспорта, — уверена Светлана Долгих. — Но даже при значительном сокращении выбросов эффект от этого наступит не сразу, атмосфера будет восстанавливаться в течение десятков или сотен лет.
В Казахстане понимают острую необходимость внести свой вклад в смягчение последствий изменения климата. В сентябре Министерство экологии, геологии и природных ресурсов разработало "Доктрину достижения углеродной нейтральности Республики Казахстан до 2060 года", которая позволит постепенно перейти к низкоуглеродному и в конечном итоге климатически нейтральному развитию страны.
Этот документ дает представление о двух различных сценариях будущего развития экономики до 2060 года. Сценарный анализ и оценка инвестиций, необходимых для перехода к углеродной нейтральности, произведены на основе комплексного моделирования технологических решений, системной динамики и макроэкономических эффектов, о котором говорила Светлана Долгих.
Кроме того, в Доктрине обсуждаются существующие барьеры и возможности политики, такие как регуляторные меры, обеспечивающие стимулы для инвестиционной деятельности и развития рынка, а также повышение осведомленности населения.
Также нормативно-правовой акт определяет потребности и способы социальной поддержки, политические действия и рекомендации, основанные на международном опыте социальной адаптации, в частности, в отношении постепенного отказа от угля как основного загрязнителя атмосферы. Социальные и экологические преимущества от этого процесса, особенно в энергетике и транспорте, включают положительное влияние на здоровье населения, рост ВВП, снижение затрат и загрязнения окружающей среды. С полным текстом документа можно ознакомиться на портале "Открытые НПА".
Наша справка
В прошлом году акиматом ВКО и Министерством экологии, геологии и природных ресурсов была утверждена "Дорожная карта по комплексному решению экологических проблем ВКО на 2021 – 2024 годы". В этом стратегическом документе запланированы мероприятия по достижению климатической нейтральности. К примеру, в нем рассматривается вопрос подключения домов частного сектора к центральному теплоснабжению и газификации населенных пунктов региона с целью снижения выбросов в атмосферу продуктов горения угля.
В планах также внедрение механизмов атмосферного выщелачивания и "мокрой" газоочистки на предприятиях региона для снижения промышленной нагрузки на атмосферу.
Кроме того, согласно "Дорожной карте" будет разработана программа поэтапного перевода городского транспорта на природный газ или электричество, а пока преобладают двигатели внутреннего сгорания, должны быть выработаны предложения по контролю качества ГСМ, реализуемых на автозаправках ВКО.
Строительство новых полигонов ТБО, соответствующих мировым экологическим стандартам, должно стать страховкой от возгорания мусора и загрязнения воздуха продуктами его горения.
"Дорожная карта" нацелена на реализацию принципов Концепции по переходу РК к "зеленой экономике" и включает проекты строительства в перспективе ГЭС на малых реках Восточного Казахстана, ветряных установок и солнечных электростанций для получения энергии, вместо ТЭЦ, работающих на угле.
Эти и другие меры позволят значительно снизить негативный фактор человеческого влияния на окружающую среду и приблизить наш регион к климатической нейтральности.
Мира Круль