Что референдум нам готовит?
Пакет экономических мер, предложенных Президентом РК по итогам «трагического января», должен привести к серьёзному перераспределению доходов и уменьшению социальной пропасти. В некотором смысле это выглядит как антиолигархическая революция, начатая самой действующей властью.
Удастся ли её произвести? Получится ли отодвинуть олигархов от принятия государственных решений и усилить политическую роль гражданского общества? Сможет ли власть заставить крупнейшие компании переориентироваться с извлечения личной выгоды на внешнем рынке на интересы Казахстана? Возникнет ли в стране система политических противовесов, препятствующая всевластию крупного капитала? Время покажет. Но первый шаг уже сделан. Законодательную базу для подобных изменений и новую политическую конфигурацию предполагается закрепить в Конституции Республики Казахстан. Референдум по поводу внесения изменений в Конституцию состоится 5 июня 2022 года.
В преддверии голосования государственные структуры и неправительственные организации ведут агитацию, призывая казахстанцев участвовать во всенародном голосовании. Мы же циклом наших материалов стремимся прийти к пониманию того, что было и к чему стоит стремиться. Чтобы выбор читателя — идти или не идти на референдум, голосовать "за" или "против" — был максимально осознанным.
Начнем с того, что поправки в Конституцию являются частью масштабных реформ, анонсированых президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в марте 2022 года. Изменения должны затронуть все сферы нашего общества: экономику, политику, социально-культурную сферу и международные отношения.
Конституция, принятая в 1995 году с несколькими последующими изменениями, утвердила в Казахстане республику с крайне сильной президентской властью. Такая форма правления в какой-то степени была оправдана на этапе становления нового государства (организация государственного аппарата, переход к рыночным отношениям, формирование института частной собственности). Но для построения Казахстана в интересах большинства населения, ее оказалось недостаточно.
Имущественное расслоение в обществе на критически бедных и предельно богатых стало угрожать стабильности государства. Уход режима правления в автократию, и нарождение нового культа личности, дополнительно дестабилизировали ситуацию. События января 2022 года стали жестоким тому подтверждением.
Задача новых реформ — создание условий для формирования в казахстанском обществе большой прослойки среднего класса — группы граждан с устойчивым доходом, достаточным для удовлетворения материальных и социальных потребностей. Но для этого нужно иметь соответствующие законы. И главный из них — КОНСТИТУЦИЯ.
От суперлидера к народному представителю
Значительная часть будущих поправок призвана значительно сократить полномочия президента Казахстана. Если они будут приняты, то глава государства из могущественного вождя народа, неподконтрольного большинству, станет рабочим представителем госаппарата. И главной его функцией станет гарантировать всем своим гражданам равные возможности.
Изменения, предлагаемые в статью 43, однозначно отстраняют от власти и привилегий родственников главы государства. В случае принятия поправок они не смогут занимать руководящие должности на госслужбе и в квазигосударственном секторе.
Изменения также предполагают ликвидировать властные привилегии первого президента Казахстана (статьи 42, 46, 91). Статус Первого президента — Елбасы исключается из Конституции.
Дополнение в статью 43 гласит, что президент на период своих полномочий не должен состоять в какой-либо политической партии. Это важное изменение, потому что в рамках многопартийной системы любая партия представляет интересы определенного круга лиц. Это зачастую не согласуется с потребностям других групп людей. Тогда как в идеале глава государства не должен быть ангажирован каким-либо меньшинством, а обязан действовать в интересах всего народа.
Ближе к народу
Непреложная истина — проблемы рядового гражданина лучше видны на местах. А не из Акорды, географически и политически удаленной от большинства казахстанцев. Поэтому для того, чтобы решать эти проблемы, активнее должны работать местные органы власти. Они больше погружены в развитие собственного региона, и с них легче спросить, если что-то идет не так.
Так изменения 44 и 88 исключают возможность президенту Казахстана отменять или приостанавливать акты акимов всех уровней. А статья 87 в исправленном варианте лишает его права снимать с должностей акимов районов, городов областного и районного значения, района в городе, села, поселка, сельского округа.
Статья 87 отныне гласит, что назначать акимов областей, городов республиканского значения и столицы президент может лишь с одобрения местной представительной власти (маслихатов), представив им на голосование не менее двух кандидатур. Акимом становится тот из них, который наберет большее количество голосов. Это дает возможность населению регионов пусть не напрямую, но косвенно участвовать в выборе тех, кто будет возглавлять исполнительную власть региона, города республиканского значения, столицы.
Резюмируя можно сказать, что этот блок конституционных реформ распределяет большее количество властных полномочий из центра на места, усиливая позиции маслихатов, депутатов которых население выбирает непосредственно.
Законодатели главнее
Статья 3 Конституции РК гласит, что единственным источником власти в республике является ее народ. Но реальность чаще всего иная. Не смотря на выборность законодательной власти, в рамках суперпрезидентской республики влияние главы государства на процесс законотворчества порой абсолютно. Оно делает его единственной инстанцией, решающей судьбу государственных преобразований.
Нынешняя конституционная реформа предполагает обратный процесс: усиление роли парламента.
Во-первых, измененная статья 50 предполагает сокращение количества депутатов Мажилиса со 107 до 98. При этом избираться они должны по смешанной системе.
Напомним, в последнее время выборы в Казахстане осуществлялись исключительно по партийным спискам. Теперь с введением 30 процентов выборов по одномандатным округам (29 депутатов), у избирателей появляется возможность голосовать за конкретного кандидата в депутаты. А впоследствии и право отзывать депутата своего избирательного округа. Это позволит в целом при принятии новых законов в большей степени учитывать интересы большинства населения.
Во-вторых, количество депутатов Сената, назначаемых президентом сокращается с 15 до 10, при этом пятерых из десятки президент назначает по представлению Ассамблеи народа Казахстана.
В-третьих, в руки депутатов отдаются бразды правления республиканским бюджетом. Созданная вместо Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета Высшая аудиторская палата конституционными нововведениями обязывается два раза в год отчитываться перед Мажилисом, а не перед президентом.
Четвертое нововведение касается непосредственно процесса законотворчества (статьи 61, 62). Если ранее Мажилис Парламента рассматривал и одобрял законопроекты, а Сенат принимал их. То теперь предполагается, что законы принимает нижняя палата (депутаты избранные народом), а одобряет или не одобряет их — палата верхняя. При этом Конституционные законы принимаются на совместном заседании палат. Таким же образом совместно принимаются законы в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни людей или общественному порядку.
Чтобы преодолеть возражения президента при принятии закона, согласно измененной статье 54, достаточно 2/3 голосов депутатов обеих палат, тогда как ранее требовалось набрать ¾, что опять же говорит о децентрализации власти и расширении полномочий народных избранников в процессе законотворчества.
Работать по-новому
С целью перераспределения властных полномочий поправки в действующую Конституцию предполагают изменение функций и названий нескольких государственных структур.
Как уже было сказано вместо Комитета по контролю за исполнением бюджета, финансовую сферу будет ревизовать Высшая аудиторская палата, деятельность которой регламентирует специально изданный Конституционный закон.
Еще более масштабное изменение — введение Конституционного суда вместо действовавшего до сих пор Конституционного совета. Функция этого органа в том, чтобы проверять вновь принятые законы на соответствие конституционным нормам. Не секрет, что многие действующие акты их нарушают, взять хоть современный Закон о пенсионном обеспечении, которому Конституционным советом была дана весьма неоднозначная оценка. Значение изменения статуса и формы этого органа очень емко определила социолог Элеонора Столярова: «решения совета носят рекомендательный характер, а решения суда — окончательны и непреложны». Следовательно, если Конституционный суд решит, что вновь принятая норма не соответствует Основному закону, то парламент не сможет ее принять.
Преобразование поста государственного секретаря в институт государственного советника в измененной статье 44 на первый взгляд может показаться игрой слов. Но если вдуматься в значение этой реформы, то становится очевидно, что секретарь, как лицо подчиненное, своего мнения не имеет, а советник вполне способен сформировать из предложений депутатов рекомендации главе государства по дальнейшему стратегическому планированию.
Права человека и их защита
Все мы любим утверждать по поводу и без, что имеем на что-то право. Но далеко не все из нас способен эти права реализовать и защитить, хотя механизмов для этого в государстве достаточно. А в случае принятия поправок станет еще больше.
В частности, полезные ископаемые в Казахстане считаются собственностью государства и должны использоваться для народного блага. Но сверхприбыли от их разработки получают отдельные лица. Некоторые из них даже не являются гражданами нашей страны.
В исправленной статье 6 Конституции Казахстана говорится, что недра, ресурсы, растительный и животный мир республики принадлежат народу, а государству дается лишь право осуществлять право собственности от имени реального владельца. Предполагаем, что такая формулировка статьи дает государству полномочия требовать для народа долю прибыли от реализации добываемых природных ресурсов. И любой закон, декларирующий иное, может быть оспорен в Конституционном суде.
Определенным завоеванием будет принятие изменений в статью 15, означающих отмену смертной казни в Казахстане. Тем самым наша страна станет в один ряд со странами мира, сделавшими гуманистическое мировоззрение основой своей идеологии, и сократившими уровень карательного инструментария правоохранительной системы.
Деятельность Прокуратуры, которую согласно изменениям определит конституционный закон (поправки в статью 83), будет направлена на усиление защиты прав граждан перед государственными органами.
Кроме того, в поправках фигурирует абсолютно новая статья 83-1, которой ранее в Основном законе не было. Она определяет статус Уполномоченного по правам человека в Казахстане. Этот политический институт должен содействовать восстановлению нарушенных прав и свобод любого человека. В измененной Конституции Уполномоченному предоставляется иммунитет от любого преследования и неподотчетность какому-либо государственному органу. Таким образом обеспечивается его независимость и объективность суждений. Кроме того, Уполномоченный по правам человека сможет напрямую обращаться в Конституционный суд.
В заключении можно сказать, что принятие поправок в Основной закон РК направлено на расширение участия казахстанцев в политической деятельности страны. Но демократия, как улица с двусторонним движением: получая больше прав, человек должен приложить усилия и сделать так, чтобы они не остались только на бумаге. Шанс участвовать в построении будущего будет дан, если поправки вступят в силу. А это зависит, как бы банально не звучало, от нашей с вами гражданской активности.
Продолжение следует
Мира Круль