Жители ВКО могут не платить за домофон?

2 июля 2022, 6:48
Сейчас читают:

Собственники квартир вправе инициировать переход от ежемесячной абонентской платы за домофон к разовой оплате, связанной с поломкой оборудования. Но, как выяснилось после конфликта в Актау и последующих разъяснений со стороны представителей власти, домофонные компании предпочитают об этом умалчивать и берут с людей деньги, не предоставляя никаких услуг взамен.

Не сошлись характерами

Жительница Усть-Каменогорска Елена давно не оплачивает услуги домофонной компании. И несмотря на то, что к ней регулярно наведываются представители компании с просьбой погасить долги, делать это женщина отказывается.

— Домофон нам поставили лет семь назад, а может, и больше. Ставили где-то в начале осени, и я сразу до конца года внесла абонентскую плату, то есть до декабря. Но домофон проработал всего два месяца. Потом какие-то хулиганы испинали нам всю дверь, и система отказала, — рассказывает женщина. — Пришли мастера из домофонной компании, починили входную дверь. Но трубки в квартирах так и не заработали.

Тогда Елена вновь обратилась в обслуживающую компанию. К ней отправили мастера, но специалист ничем не смог помочь.

— С тех пор мастера к нам не приходили ни разу. А человек, который собирает мзду за домофон, приходит регулярно. Приходит и говорит, что у меня долги. Но трубка-то у меня не работает. И отключилась она раньше, чем закончился проплаченный год. То есть я еще и переплатила, — продолжает собеседница. — Ключи от подъездной двери у членов моей семьи есть, домофон мы открываем. А когда к нам приходят гости, мы им просто аккуратно скидываем ключик с балкона.

Светлана Рубан тоже живет в областном центре, и недавно у нее случился похожий конфликт с домофонной компанией.

— В октябре мне отключили домофон за неуплату. Я позвонила и выяснила, что должна заплатить 1 800 тенге. Потом я сломала руку и несколько месяцев не выходила на улицу. Как только начала выходить из дома, направилась в обслуживающую компанию, — объясняет пенсионерка.

Светлана Александровна пришла платить и выяснила, что пока домофонная трубка была отключена, долг кратно увеличился. На момент обращения в компанию он составлял уже 3 600 тенге.

— Я спросила их: "Как так вышло?" Мне ответили, что я пользуюсь подъездной дверью, поэтому должна платить, — продолжает Светлана Рубан. — Но почему? За оборудование мы платили. За подключение платили. И все для того, чтобы можно было попасть в дом по звонку в квартиру. У нас в подъезде есть такие жители, которым трубки не ставили, но дверью они пользуются. И ни за что они не платят, так как не выкупали оборудование.

А Ирина из Усть-Каменогорска и ее соседи, напротив, смогли выйти из "домофонного спора" победителями. Люди разорвали коммерческие отношения с обслуживающей компанией, но сохранили за собой право на пользование дверью и системой. Для этого им понадобилось лишь подробно вчитаться в договор.

— Когда домофон сломался, а компания не произвела своевременный ремонт, мы решили отказаться от ее услуг, — объясняет Ирина. — По договору получалось, что сети и доводчик на двери принадлежали домофонной компании. Мы их сдали. Благо у нас в подъезде живет умелец, который вызвался подключить новое оборудование сам. Он провел новую сеть, подключил всех жильцов, перепрограммировал ключи. И с тех пор мы не платим за абонентское обслуживание ни копейки. 

Показательный пример

Летом 2022 года в СМИ и социальных сетях появилась информация о том, что по желанию граждане могут отказаться от ежемесячной абонентской платы обслуживающей домофонной компании. Основанием для распространения такой информации стал пример навязывания услуги по техническому обслуживанию домофонного оборудования при его установке в Актау.

В указанном случае антимонопольный департамент по Мангыстауской области внес уведомления в адрес домофонных организаций об исключении условия по абонентскому обслуживанию домофона. Причина - усмотренные в действиях компаний признаки недобросовестной конкуренции в части реализации товара с принудительным ассортиментом.

Этот прецедент заставил людей задуматься: за что именно они ежемесячно отчисляют средства компаниям, которые в течение многих лет фактически не предоставляют им никаких услуг.

Разговоры в каждом доме

В ответ на многочисленные вопросы граждан в Агентстве по защите и развитию конкуренции (АЗРК) РК дали разъяснения:

— Домофон используется жильцами для контроля доступа в подъезд дома, соответственно, вопросы приобретения услуг по его техническому обслуживанию являются предметом коллективного обсуждения среди жильцов.

Согласно подпункту 12 пункта 23 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, техническое обслуживание домофона относится к вопросам содержания общего имущества. А согласно статье 42-1 Закона "О жилищных отношениях", собственники квартир, нежилых помещений рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с содержанием общего имущества объекта кондоминиума, на собрании.

— Собрание созывается по инициативе совета дома, доверенного лица простого товарищества, председателя объединения собственников имущества по требованию ревизионной комиссии, либо по требованию не менее десяти процентов собственников квартир, нежилых помещений, либо по инициативе жилищной инспекции, — перечислили в Агентстве.

То есть в случае необходимости собственники квартир могут поднять вопрос перехода от абонентской к разовой оплате (необходимость в ней возникает лишь при поломке оборудования) в ходе собрания.

Кроме того, согласно пункту 22 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, председатель ОСИ, доверенное лицо ПТ, управляющий домом или управляющая компания должны ежегодно выносить на обсуждение вопросы о перезаключении договора с действующим субъектом сервисной деятельности.

— Практика показывает: несмотря на то что приобретение услуг по установке и техническому обслуживанию домофона относится к вопросам, которые должны принимать все жильцы, договоры заключаются индивидуально с каждым жильцом, — отметили в ведомстве. — Заключение таких (индивидуальных — прим. ред.) договоров ставит в невыгодное положение собственников квартир. Оборудование домофона не переходит в их собственность, а техническое обслуживание с абонентской платой включается в договор при установке домофона. В итоге это обходится дороже, чем сам домофон.

В АЗРК также добавили, что услуги по установке и техническому обслуживанию домофонного оборудования должны быть разделены. И на каждый вид услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума заключается отдельный договор с субъектами сервисной деятельности. При этом срок договора должен составлять не более одного года.

— Вместе с тем в случае наличия условий в договоре, нарушающих права потребителя при его заключении, потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему домофонной организацией в связи с использованием последней преимуществ своего положения, — подытожили в ведомстве. — Результатом действий домофонной организации может также являться ограничение конкуренции на данном рынке услуг. На основании коллективного заявления действия домофонной организации — навязывание заключения соглашения или иные действия, препятствующие смене домофонной организации, — могут быть рассмотрены АЗРК.

Елизавета Седых

Также читайте