Нанять нужного учителя иногда мешают действующие правила приёма на работу
По данным управления образования ВКО, в первой четверти нынешнего учебного года в школах ВКО не хватало 103 учителей. Из них 17 в Усть-Каменогорске. На самом деле нехватка ещё больше. Многие педагоги работают с огромной нагрузкой, потому что разделить её просто не с кем. Вот уже два года к проблеме дефицита педагогических кадров добавилась ещё одна. Иногда находится человек, который способен встать к доске хоть завтра. Но некоторые педагоги в течение всей I четверти считались принятыми на работу условно. Какие препятствия школьному образованию создают непродуманные правила, разбирался корреспондент YK-news.kz.
Конкурс без соискателей
С 2022 года в Казахстане учителей в школы должны принимать исключительно на основании конкурса. Процедура предполагает несколько шагов, требующих определённого времени. Вначале школа публикует в интернете объявление об имеющейся вакансии. Публикуются сроки, когда состоится конкурс. За это время соискатели должности учителя должны предоставить установленный пакет документов. В течение пяти рабочих дней после окончания приёма документов специально созданная комиссия, в которую не входит директор школы, рассматривает пакеты всех кандидатов и выбирает, какой специалист подходит школе.
Казалось бы, чего проще? Правила приёма на работу должны гарантировать, что по конкурсу будет отобран достойнейший. А заодно исключают возможность для директора «протолкнуть» нужного кандидата. Одна беда — эти правила рассчитаны на то, что число соискателей превышает количество вакансий. На деле же иногда всё обстоит с точностью до наоборот.
Вот уже несколько лет в школах ВКО самыми дефицитными специалистами остаются математики. Их стараются расхватать прямо с университетской скамьи. Но иногда приём на работу учителя превращается в настоящий квест с лёгким оттенком противозаконности.
— Прежде чем уйти по ротации в лицей, я была директором гимназии № 12, — рассказывает директор лицея № 34 Ольга Ананишникова. — Я не могла новому директору оставить неукомплектованный штат. Вдруг в середине августа у меня оказалось почти 30 часов вакансии по физике и полторы ставки по математике. Люди просто уехали из города. Конкурс был объявлен. Мы выставляли информацию на сайте школы, в Instagram. Но желающих участвовать не было. И тогда я начала просто созваниваться с выпускниками. Пригласила их в школу, показывала условия, которые мы предоставим. Одна девочка со специальностью «учитель математики и физики» согласилась. Я с ней продолжила работать индивидуально, объясняла, какой пакет документов нужно собрать и в какие сроки. Она вывела меня на свою подругу. Сейчас обе приняты на основании конкурса. В данном случае получается, что я немного нарушала правила. Но это была производственная необходимость. Я не могла оставить школу без учителей. А по правилам я должна была просто сидеть и ждать, пока ко мне кто-то придёт на конкурс.
И эта ситуация, увы, не единичная. К тому же повторяется из года в год. В прошлом учебном году подобный квест с наймом математика проходила, например, школа № 36.
Без бумажки ты букашка?
В начале нынешнего учебного года перед директорами при найме учителей внезапно возникла ещё одна проблема. В пакет документов, который обязан предоставить соискатель, должен входить сертификат Национального квалификационного теста (НКТ). Если какого-либо документа в пакете не достаёт, конкурсная комиссия обязана отказать кандидату. Но в нынешнем году процесс сдачи НКТ был… приостановлен в связи с меняющимися правилами аттестации.
— В правилах сказано, что если учитель имеет новую аттестацию («педагог-модератор», «педагог-эксперт» или «педагог-исследователь»), то достаточно документа, который свидетельствует о его категории, — поясняет Ольга Ананишникова. — Это означает, что он уже проходил НКТ. А выпускники должны были сдавать НКТ в июле и августе. Получилось, что у них такого сертификата нет. Я не знаю, почему им сразу не сделали сдачу теста обязательной.
Директор одной из школ областного центра, попросивший не называть его имени, рассказал, что с 1 сентября вынужден был принять учителя, не имеющего сертификата НКТ. Возможно, педагог сдаст тест позже. Но несоответствие в документах между сроками приёма на работу и сдачи теста могут быть расценены как нарушение закона при аттестации школы. И как тут быть?
Сдача НКТ возобновилась только 13 ноября 2023 года. Получается, что все директора, нанявшие молодых специалистов без сертификата в этом году, нарушили закон? Соблюдение которого в данном случае означало, что в некоторых школах целую четверть не преподавались бы предметы. Напомним, что наиболее дефицитными кадрами сейчас являются математики и учителя начальных классов с русским языком обучения. Школы стали заложниками непроработанной нормативно-правовой базы.
— Почему у выпускника, который окончил педагогический вуз и получил диплом, нет сертификата о сдаче НКТ? — высказывает мнение руководитель управления образования ВКО Иннеса Чернышева. — Я думаю, сдачу НКТ выпускниками надо включить не как возможность, а как обязательный этап. И сертификат о сдаче должен действовать не в течение года, а как приложение к диплому. Если мы получаем диплом о высшем педагогическом образовании, он идёт с нами по жизни как свидетельство нашей квалификации. Так и квалтест должен быть итоговой историей для того, чтобы приступать к педагогической деятельности. Тогда не будет вопросов, сколько лет прошло. Ты окончил вуз, сдал тест, есть сертификат и диплом. Можешь работать.
Помимо сложностей, возникших с самой возможностью сдать НКТ, имеется и вопрос о том, как должны тестироваться те, чья основная деятельность не будет связана с преподаванием какого-либо предмета.
— Я в правилах не могу найти ответ, объявлять ли конкурс на педагога-организатора, вожатую, психолога, библиотекаря, — недоумевает директор одной из усть-каменогорских школ. — Все должны предоставить сертификат НКТ по педагогике, методике и предмету. Если вожатый сдаёт тест, как учитель английского языка, а в школе нет ставки английского, как я должна его принимать? И важно ли, как он знает английский, если он будет заниматься совсем другим? Я хочу работать правильно, не нарушая закона. Но скажите, как его не нарушить, если он не проработан?
Молодым везде у нас дорога?
По данным областного управления образования, в нынешнем году были приняты на работу 330 молодых учителей. По программе «С дипломом в село» трудоустроились 32 специалиста. Как свидетельствует опыт бывшего директора школы-гимназии № 12, далеко не каждый вчерашний выпускник понимает, как трудоустроиться по новым правилам. Иногда молодые люди, даже желающие работать в школе, не знают, где публикуются объявления о конкурсе, каковы его правила. Помимо отсутствующего сертификата НКТ, перед ними могут возникнуть и другие препятствия. Особенно если на место одновременно с ними будет претендовать учитель со стажем и опытом.
— Ни для кого не секрет, что молодые специалисты перспективны, — высказывает мнение Ольга Ананишникова. — У них уже современное видение системы образования. Они более мобильны и легко обучаемы. Они учились использовать новые технологии и методики. Школа нуждается в молодых специалистах. Но если мы будем говорить про предметы, на которые высокая конкуренция, у молодого педагога нет шансов поступить на работу. Выиграет по всем параметрам тот педагог, у которого уже есть достижения и основательное портфолио. За это идут дополнительные баллы. Получается, что молодой учитель может прийти только на те специальности, на которые у нас нет людей.
По словам директоров, высокая конкуренция сегодня наблюдается среди учителей казахского языка и литературы, физической культуры, истории. Не имея возможности трудоустроиться и получить опыт, молодые специалисты уйдут в другие отрасли экономики и будут потеряны для школы навсегда.
Кот в мешке?
Действующие правила приёма учителей по конкурсу чреваты ещё одной проблемой. Принимая специалиста «в слепую», лишь на основании документов, директор рискует нанять учителя, который не устроит школу.
— Есть у меня педагог, который предоставил полный пакет документов, — рассказывает директор школы, попросивший не называть его имени. — Мы его взяли, но у него нет опыта работы в «обновлёнке». И теперь нам с ним сложно. Если бы мы его через собеседование брали, то об этой проблеме были бы осведомлены. Но при наличии полного пакета у нас нет оснований отказать человеку, который, может быть, нам не подходит.
Следует также понимать, что уволить педагога, прошедшего по конкурсу, даже в том случае, если его квалификация категорически не будет устраивать школу, директор не вправе. Вот только нужна ли нам такая демократия, которая будет сказываться на качестве образования наших детей?
— Нужно понимать, что наши школы сильно отличаются, — выражает мнение Ольга Ананишникова. — Я восемь лет была директором языковой гимназии. Принимая учителя английского или немецкого языка, я должна была смотреть не только на перечень документов. Потому что там нужен не просто педагог-исследователь или педагог-мастер, а человек, который в совершенстве владеет языком. Иногда это можно узнать только из личной беседы. А сейчас я являюсь директором школы-лицея. Естественно, что здесь в первую очередь важен уровень специалистов естественно-математического направления. Но мало будет, если этот человек — профессор. Учитель должен доступно донести информацию до детей. А значит, я должна видеть, насколько он компетентен, как умеет общаться, какая у него речь. Это действительно большая проблема, когда педагог может иметь очень много научных достижений и грамот, но не умеет делать самого главного — доступно передать содержание предмета детям. Многие директора уже столкнулись с тем, что по конкурсу приходят недостаточно опытные педагоги. Родители начинают возмущаться тем, как ведутся уроки, какая дисциплина. Тем, что учитель ведёт себя не совсем корректно. Пакет документов не покажет ни методических умений, ни коммуникативных. Конечно, сказать педагогу в лицо, что он нам не подходит, — это грубо и жестоко. Но ещё более грубо и жестоко по отношению к детям — принимать неквалифицированных людей.
Вместо послесловия
В нынешнем учебном году наша область вошла в перечень пилотных регионов, где будет отрабатываться новый формат аттестации педагогов. В управлении образования ВКО надеются, что наше участие в его практической отработке даст возможность исправить хотя бы некоторые перекосы в нормативно-правовой базе, которые сегодня мешают работать школам.
— Я абсолютно согласна, что должна быть конкурсная процедура, — комментирует Иннеса Чернышева. — Всё должно быть прозрачно, документы должна рассматривать комиссия, а не директор единолично. Надо, чтобы приём осуществлялся теми людьми, которые потом будут с учителем работать: заместители директора по учебной части, методическое объединение предметников. Я думаю, что по ходу внедрения пилота мы сможем вносить нужные коррективы в рабочем порядке.
Ирина Плотникова